ЖКХ: жить красиво хочется!

   
   

О том, как городская администрация тратит бюджетные деньги, журналисту "АиФ-Камчатка" рассказал председатель Контрольно-счетной палаты (КСП) Петропавловск-Камчатского городского округа Андрей НОВИКОВ.

Кассовый разрыв

- Сферой ЖКХ Контрольно-счетная палата серьезно занимается уже три года. И по результатам проверок можно сделать вывод, что городским властям не удалось отладить систему работы коммунальных служб. Зато у них хорошо отлажены схемы управления финансовыми потоками. Они достойны того, чтобы со временем войти в учебники, конечно, не по экономике, а по какой-нибудь другой дисциплине, возможно, по криминалистике, - считает Андрей Александрович. - Когда начинаешь понимать, как муниципальные предприятия тратят бюджетные деньги, становится ясно, почему горожане так много платят за ЖКХ.

В этом году КСП подготовила два материала по коммунальной тематике. Первый касался закупки и установки теплосчетчиков, второй - перечисления в управление жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ) 687 млн рублей из городского бюджета. Об этом случае я предлагаю поговорить подробнее.

В январе 2008 года городская администрация решила выделить из бюджета несколько сотен миллионов рублей для нужд УЖКХ. Чиновники объясняли это необходимостью покрыть кассовый разрыв, который всякий раз возникает в зимний период. Дело в том, что жильцы платят за тепло не по его фактическому потреблению, а по определенной схеме - ежемесячно равными долями в течение года. В зимний период, когда котельные и ТЭЦ работают на полную мощность, платежей, поступающих от населения, недостаточно, чтобы заплатить за производство тепловой энергии. Вот городская администрация и решила помочь коммунальщикам. Предполагалось, что УЖКХ вернет деньги в III и IV кварталах, ведь летом и осенью у них появляются дополнительные доходы. Котельные и ТЭЦ в это время отдыхают (значит, рассчитываться с ними не надо), а население продолжает платить так же, как и зимой.

Несмотря на то, что КСП и прокуратура были против, городские власти нашли возможность перевести в УЖКХ 687 млн рублей. Коммунальщики, в свою очередь, переправили эти деньги в другую муниципальную организацию - "Горсеть", которая занимается продажей тепловой энергии. По-хорошему, "Горсеть", у которой, как нас уверяли, был кассовый разрыв, должна была заплатить производителям тепла ("Камчатскэнерго" и "Камчатсккомунэнерго"), и она им заплатила, только далеко не в полном объеме. Часть средств была отправлена совсем в другом направлении.

   
   

Порядка 27 млн рублей ушло в московскую фирму "Финправо", которая оказывает услуги по возвращению из федерального бюджета налога на добавленную стоимость (НДС) в случае его переплаты. Выяснилось, что МУП "Горсеть", начиная с 2002 года, начисляла НДС на субсидии, получаемые из городской казны. Хотя этого не надо было делать. В результате этой бухгалтерской ошибочки муниципальное предприятие потеряло 330 млн рублей. Естественно, деньги эти им захотелось вернуть. Поэтому они и заключили договор с "Финправом", стоимость услуг которого составила 15 % от суммы возврата. Таким образом из-за чьего-то разгильдяйства городом были безвозвратно потеряны 58 млн рублей. По этому поводу возникает масса вопросов. Зачем, например, надо было нанимать ЗАО "Финправо", если и в "Горсети", и в УЖКХ существуют юридические отделы, а в горадминистрации целый правовой департамент? Да и кто решил, что гонорар московской компании должен составлять 15 %? Это просто запредельная цена, которая никоим образом не может быть обоснована...

Подарок для банка

Коммунальщики, между тем, рассчитавшись с "Финправом", продолжили осваивать свалившиеся на них бюджетные деньги.

Между "Горсетью" и УЖКХ существуют договорные отношения - и это вполне естественно. УЖКХ обслуживает жилфонд, "Горсеть" продает тепловую энергию. Было бы логично, если бы УЖКХ значилось в должниках у "Горсети". Общероссийская тенденция, во всяком случае, такова, что коммунальщики и бюджет постоянно должны продавцам тепла. Но у нас-то город необыкновенный, у нас "Горсеть" умудрилась задолжать коммунальщикам.

(Это просто ни в какие ворота не лезет. Владислав Скворцов постоянно убеждает нас, что население не доплачивает за коммуналку, поэтому УЖКХ накапливает долги перед продавцами тепла. Но выясняется, что жители города не просто содержат "Горсеть", но еще и кредитуют эту странную и, по мнению специалистов, ненужную организацию. Ведь УЖКХ спокойно могло бы покупать тепловую энергию напрямую у производителей - "Камчатскэнерго" и "Камчатсккоммунэнерго". А "Горсеть" - это всего лишь посредник, лишнее звено, благодаря которому цена гигакалории для горожан значительно возрастает. - Ред.).

Если на начало 2007 года долг "Горсети" составлял 5 млн рублей, то в январе 2008 года он превысил 70 млн. Как же эта цифра образовалась?

Оказывается, в конце ноября 2007 года УЖКХ и "Горсеть" проводили между собой акт сверки, чтобы определить, кто кому и сколько должен. Вроде бы обычная бухгалтерская процедура. Однако две эти замечательные муниципальные организации почему-то сделали акт сверки только по одной счет-фактуре, которая была выставлена "Горсетью" в адрес УЖКХ. Получилось, что УЖКХ (которое живет за счет наших с вами денег. - Ред.) вроде бы должно "Горсети" 200 млн рублей. В дальнейшем с благословения комитета по управлению городским имуществом был заключен договор переуступки долга с коммерческим банком, который перевел деньги "Горсети". А чуть позднее УЖКХ, получив средства из бюджета "на ликвидацию кассового разрыва", не только рассчиталось с банком, но и выплатило ему вознаграждение - два с половиной миллиона рублей. Самое интересное в этой истории то, что никакой задолженности перед "Горсетью" у коммунальщиков не существовало. Вернее, некоторый долг был, но "Горсеть" была должна коммунальщикам еще больше. Однако в результате финансовых операций УЖКХ перечислило лишних 70 миллионов рублей "Горсети" и еще два с половиной миллиона подарило коммерческому банку.

Кстати, всего из полученных УЖКХ 687 млн рублей в бюджет вернулись только 113 млн.

Думаю, понятно, что бюджетные средства расходуют, мягко говоря, неэффективно. Называть все эти манипуляции как-то иначе... компетенция не позволяет. Этим должны заниматься правоохранительные органы.

Меньше услуг - больше денег

- В двух словах как бы вы охарактеризовали деятельность городского ЖКХ?

- Во-первых, она абсолютно не прозрачна, во-вторых, как мне кажется, не направлена на удовлетворение потребностей жителей. Создается впечатление, что система ЖКХ устроена таким образом, чтобы зарабатывать как можно больше денег, но предоставлять как можно меньше услуг.

- А Скворцов утверждает, что живем мы все лучше, что коммунальная реформа идет успешно.

- Когда я слушаю Владислава Васильевича, у меня складывается ощущение, что мы с ним живем в разных городах, ездим по разным улицам.

Можно, конечно, говорить, что в нашем городе все замечательно, что отремонтировано столько-то крыш. Но ведь и кроме крыш надо еще что-нибудь делать.

- Подозреваю, что ремонт крыш - удобный способ осваивать деньги. Ведь проверить реальные объемы работ - непросто. По бумагам все крыши наверняка ремонтируются в строжайшем соответствии с требованиями. Но вряд ли кто-то считал, сколько материалов на самом деле было использовано.

- Могу сказать, что капитальный ремонт крыш, в принципе, можно контролировать. А вот с текущим ремонтом - сложнее. Когда крыши латаются местами: там - чуть-чуть, здесь - чуть-чуть, определить объем работ практически невозможно...

- Как вы относитесь к инициативе властей сделать горожанам перерасчет за отопление?

- Отрицательно: и как гражданин, и как специалист. Сколько можно перекладывать расходы сомнительных коммунальных организаций на плечи населения?! Вместо этого надо налаживать эффективную работу, убирать с рынка лишних посредников. Зачем, например, существуют такие предприятия, как УМИТ или "Горсеть"? Чтобы их руководителям хорошо жилось. Но разве в этом цель коммунальной реформы?

Как администрация энергию берегла

В последние месяцы политики всероссийского масштаба много говорят о необходимости энергосбережения и экономии топлива. Городская администрация озаботилась данной проблемой гораздо раньше. Сберегать энергию руководители Петропавловска начали еще в 2007 году. Но в результате бюджет потерял десятки миллионов рублей.

В начале 2007 года городской администрацией было принято решение оборудовать в ряде домов узлы учета тепловой энергии. После их установки жильцы должны были бы платить за отопление не по рассчитанному с нарушением законов РФ завышенному нормативу (как платит сегодня большинство из нас), а по реальному потреблению. Идея вроде бы хорошая. Но так и дорога в ад вымощена благими намерениями. Многое зависит от того, кто эти намерения реализует. Например, когда за дело берется Петропавловская мэрия, горожанам, как правило, приходится затягивать пояса. Экономическая деятельность местных властей имеет интересную особенность. Если какие-то предметы покупаются за бюджетные деньги, то часто не по рыночной цене, а значительно выше. Так произошло и на этот раз.

Команда Владислава Скворцова поручила закупку и оборудование тепловых узлов муниципальному предприятию "УМИТ" (Управление механизации и транспорта, то самое, которое эксплуатирует знаменитый ремиксер. - Ред.). Счетчики были куплены за 18 миллионов рублей, а затем проданы другому муниципальному предприятию "Горсеть", но уже за 34 миллиона.

С чем связано это удорожание? С тем, что УМИТ включило в цену свою рентабельность, общехозяйственные расходы, налоги и т. д. и т. п. Впрочем, это не так важно. Сама операция двух, по сути, бюджетных организаций выглядит очень странно. Ведь получается, что город купил счетчики за 18 млн рублей, а потом продал их самому себе, но уже подороже. И потерял в итоге около 16 млн. Хорошая экономика.

Но на этом "энергосберегающие мероприятия" не закончились. Тепловые узлы были оборудованы в 98 домах, однако жильцы весь 2007 год продолжали рассчитываться с бедными коммунальщиками по нормативам, переплатив им порядка 45 млн рублей.

Большая разница

- Наверное, жителям был сделан перерасчет? - поинтересовался я у аудитора Счетной палаты Екатерины Приваловой, проводившей проверку эффективности энергосбережений.

- Нет, в 2007 году перерасчета не было, - сказала Екатерина Михайловна. - Главный бухгалтер УЖКХ на заданные ей вопросы ответила, что теплосчетчики в то время еще не значились в основном имуществе жилфонда. УМИТ их уже списало, а "Горсеть" еще не поставила на баланс. По документам, тепловых узлов вообще не существовало, поэтому коммунальщики и перерасчет делать не стали.

- А в 2008 году они что-нибудь пересчитали?

- Да. Но, воспользовались формулой, которая не соответствует постановлению Правительства N 307, определяющему порядок перерасчета. Я рассчитала по изобретенной в муниципалитете формуле одну из квартир. Получилось, что квартиросъемщику не доплатили порядка 600 рублей.

(Сейчас, когда власти хотят подкорректировать счета за отопление в сторону увеличения, они упорно ссылаются на постановление N 307. Мол, это Москва обязывает нас перерасчет сделать. Выходит, когда чиновникам нужно было возвращать жильцам деньги, они на правительственное постановление наплевали и придумали свою формулу. А сейчас, когда нужно деньги собрать, они прикрываются постановлением как щитом. - Ред.)

- В каком количестве квартир нужно было сделать перерасчет?

- Теплосчетчики установили в 98 многоквартирных домах, так что считайте.

- Какие еще нарушения были выявлены вами?

- По договору "Горсеть" должна была получать деньги за мероприятия по энергосбережению из бюджета городского округа. Если раньше жильцы платили за отопление по нормативу, то после оборудования тепловых узлов стали платить по счетчику. То есть экономить. Из разницы между показаниями общедомового счетчика с нормативом, по идее, и должна была складываться сумма, которую УЖКХ за счет бюджетных средств обязалось возмещать "Горсети". Но коммунальщики почему-то поступили иначе. Стали считать разницу между данными счетчика и тарифом энергоснабжающих организаций, который выше норматива. Таким образом, платежи из бюджета в адрес "Горсети" были завышены в 2007 году на 9 млн рублей.

Кстати, по договору, рассчитываться с "Горсетью" нужно было исключительно из бюджетных средств. А как мне удалось установить, для расчетов использовались и средства, собранные с населения...

Вы не поверите!

Вот так в нашем прекрасном городе берегут тепловую энергию...

Компания "Горсеть" (благодаря которой, кстати, город "подарил" московской фирме "Финправо" 58 млн рублей. - Ред.) покупает теплосчетчики по явно завышенной цене, но получает из бюджета бонусы за так называемые энергосбережения. Причем УЖКХ целенаправленно завышает размеры выплат, чтобы отдать "Горсети" (которая и без того должна им более 70 млн) побольше бюджетных денег.

Есть в этой истории и еще один интересный нюанс. Муниципалы установили тепловые узлы в 98 домов. Жильцы стали платить за отопление по показаниям счетчиков, и за год тепловая энергия обошлась им на 45 млн рублей дешевле, чем раньше, когда они платили по нормативам. Казалось бы, можно сделать вывод, что нормативы в Петропавловске завышены. Но горадминистрация, вопреки здравому смыслу, убеждает нас, что нормативы занижены. Они говорят, что жильцы задолжали энергетикам 94 млн рублей, и хотят, чтобы мы в это поверили...

"Они действуют расчетливо и цинично"

Каждый месяц коммунальные службы выставляют горожанам счета за содержание и текущий ремонт жилья. Многие из нас регулярно эти счета оплачивают, хотя ремонт в домах не делается годами, а содержание жилья оставляет желать много лучшего.

Жителя Петропавловска Сергея Куличенко подобное положение дел не устроило. Он обратился в суд и обязал коммунальщиков сделать перерасчет.

- Сначала наш дом на ул. Павлова, 7, обслуживало МУП "Южное", - рассказывает С. Куличенко. - Точнее не обслуживало, а присылало квитанции, которые жильцам приходилось оплачивать. Когда МУП "Южное" обанкротилось, дом перешел под управление МАУ "УЖКХ". Состояние здания к тому времени можно было определить одним словом - разруха: в подвале все было завалено мусором, трубы текли, электропроводка торчала в разные стороны, с фасада сыпалась штукатурка. Я обратился в УЖКХ с вопросом: соответствуют ли их услуги утвержденным тарифам? Ответа не последовало. Я подготовил еще одно заявление. В ответ тишина. Меня, как собственника квартиры, коммунальщики просто игнорировали. Чтобы защитить свои права, я обратился в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ). Инспектор ГЖИ обнаружил многочисленные нарушения и несоответствия состояния общего имущества Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда. По результатам проверки был составлен акт, на основании которого я потребовал от коммунальщиков сделать перерасчет. Они, естественно, и в этом вопросе не пошли мне навстречу. Тогда я подал иск в суд и выиграл процесс. МАУ "УЖКХ" обязали не только сделать перерасчет, но и компенсировать мне моральный ущерб в пять тысяч рублей.

- Какую сумму ежемесячно вы платили за текущий ремонт?

- Сумма зависит от площади квартиры. Я платил около 700 рублей в месяц. Если в результате перерасчета мне вернут хотя бы 20 % (а я рассчитываю на большее), это будет 1680 рублей в год. Вроде бы немного. Но надо учесть, что в моем доме - 50 квартир. Выходит, что только с него за год коммунальщики необоснованно получили более 50 тысяч рублей. На балансе УЖКХ находится около полутора тысяч зданий. Не думаю, что их обслуживают лучше, чем наш дом. Вот и посчитайте, сколько денег УЖКХ ежегодно собирает за текущий ремонт и содержание жилья, не предоставляя услуг.

- Вам довелось довольно много общаться с представителями городского УЖКХ. Какое впечатление произвели на вас сотрудники этой организации?

- Знаете, сначала я думал, что эти люди просто не владеют ситуацией, не очень хорошо ориентируются в законе. Как выяснилось, я был наивен, они все прекрасно понимают, но действуют расчетливо и цинично. Вся работа МАУ "УЖКХ", на мой взгляд, нацелена не на то, чтобы предоставлять услуги населению, а на то, чтобы собирать деньги и решать какие-то свои внутренние задачи...

Как мы платим за отопление?

Чтобы точно определить, сколько тепла потребляет жилой дом, нужно оборудовать в нем узел учета тепловой энергии (теплосчетчик). Если на доме не установлен теплосчетчик, мы платим за отопление по нормативу. Норматив определяет примерное количество тепловой энергии, которое потребляет жилой дом. Во всей стране нормативы считают по формуле, утвержденной Правительством РФ. В Петропавловске норматив считают по формуле, утвержденной Владиславом Скворцовым. В результате горожане, которые живут в многоквартирных домах без теплосчетчиков (а таких большинство), как правило, платят за отопление в полтора-два раза больше, чем реально потребляют.

Исходя из этого можно сделать вывод, что норматив Скворцова завышен. Однако в мэрии считают, что он занижен и каждому из нас надо доплатить в УЖКХ примерно по 5-20 тысяч рублей.

Что такое перерасчет?

В постановлении Правительства РФ N 307 говорится, что размер платы за отопление один раз в год может корректироваться. Для чего необходима корректировка? Чтобы сверить данные, полученные при помощи норматива, с данными, которые представляет ресурсоснабжающая организация (в Петропавловске это "Камчатскэнерго" и "Камчатсккоммунэнерго"). Во многих городах России проведение перерасчета было бы вполне законно и не вызвало никаких вопросов. Но Петропавловск - город особый. У нас норматив высчитывается в нарушение постановления правительства, поэтому проведение корректировки, на основании постановления правительства, вызывает сомнения у некоторых юристов.

Получается, что наша мэрия, когда хочет, игнорирует постановления правительства, а когда хочет, ими прикрывается.

Почему мэрия не привела норматив в соответствие с законом?

С одной стороны, это халатность, а с другой - возможность регулировать плату за отопление так, как вздумается городским властям. То есть собирать с людей деньги не только за те услуги, которые они потребляют, но и за те, которые они должны потреблять.

P.S.

Сегодня мы опубликовали только часть материалов о том, как местные власти используют казенные средства. На самом деле материалов гораздо больше. В ближайших номерах мы обязательно к ним вернемся. Ведь в редакцию за последние недели обращались десятки горожан, которые делились с нами фактами коммунального беспредела. Содействие в подготовке статей оказывали юристы муниципальных учреждений. По долгу службы они должны были поддерживать позицию мэрии по поводу перерасчета, но совесть не позволяла им этого делать. Как специалисты, они прекрасно понимают - жители Петропавловска и так переплачивают за услуги, которые им никто не предоставляет. Жаль, что прокуратура смотрит на это сквозь пальцы. Ее сотрудники только разводят руками: мол, мы ничего не можем поделать. Бездействием правоохранительных органов пользуются городские руководители. А крайними остаются горожане. Ведь это нам приходится платить за горячую воду, которую мы не получаем, за текущий ремонт, который нам не делают, за тепловую энергию, которой отапливаются улицы, за завышенные нормативы, которые назначают местные чиновники, за теплосчетчики, которые покупают в два раза дороже реальной цены, за финансовые ошибки муниципальных предпринимателей, которые обходятся бюджету в десятки миллионов рублей, за содержание огромной коммунальной орды, работа которой, судя по всему, так нравится мэрии. Иначе как объяснить тот факт, что в начале нынешнего кризисного года зарплаты коммунальщиков подняли на 30-40 %. Мы все платим, а денег все не хватает. Может кто-нибудь скажет, сколько еще нужно чиновникам из мэрии, чтобы они, наконец, оставили наш город в покое?

Смотрите также: