Мурка из Сероглазки

   
   

ЕСТЬ в Петропавловске поселок, который по легенде назван в честь девушки, ожидавшей возлюбленного, ушедшего в море. От постоянно текущих слез глаза ее выцвели. И стали звать девушку Сероглазкой...

ТАКИХ сероглазок и сегодня немало на Камчатке - тех, кто ждет и переживает за своего рыбака. Я расскажу вам об одной из них, которая за свою жизнь встретила сотни пароходов и тысячи людей. Ее чуть надтреснутый голос, интонацию, тепло души, энергию и экспрессию в "селе", или "колхозе", как говорят местные, в Сероглазке знают все. Для одних она - муза ДК рыболовецкого колхоза им. Ленина, а для друзей - просто Мурка.

Татьяна Мурзаева три десятилетия была заместителем директора Дома культуры колхоза имени Ленина. Это она, обладая тонким вкусом и художественным даром, обыкновенная, но совсем не рядовая бывшая учительница литературы, ставила драматургию большинства сборных "солянок" и концертов. Многие из них вела сама, и не только на сценах родного ДК и драмтеатра. А зрители каждый раз удивлялись: неужели это делают свои, местные - работяги, бухгалтеры, инженеры, съезжавшиеся на репетиции в Сероглазку со всего города...

Край света

- "ЖИСТЬ" моя похожа на многие: родилась в небольшом поселке, папа был военным - вот и мотались. Родители, в конце концов, поселились недалеко от Горького, в деревушке, где, кроме воды в колодце и пары банок рыбных консервов, в магазине ничего и не было. Все добывали своими руками. Это уж потом, когда я приехала с рыбной денежной Камчатки, привезла с собой наши морские деликатесы, маменька мне и говорит: "Зачем ты этих крабов привезла? Они ж никаки - ни кислы, ни солены - вон в магазине консервы стоят - никто и не берет...".

Я сначала выучилась на ускоренных курсах школьных учителей, а потом, после института, получила полноценные "корочки". И на моем пути попался парень-красавец! Он-то меня и утащил на край света. Совместная жизнь не удалась, а я с той поры так и осталась Мурзаевой на Камчатке.

   
   

Все было... Даже в тюрьме русский язык и литературу преподавала. И ничего: кто в рот заглядывал, кто - лишь бы отсидеть на занятиях, но относились всегда уважительно. Потом судьба привела меня в Дом культуры на 16 километр. Обычный сельский клуб - "две лампы, три прожектора". Там же работал слесарем будущий директор ДК "Сероглазка" Александр, он же Стах, Савчин. Обратился ко мне с просьбой помочь в написании курсовых работ - он учился в Хабаровском институте культуры. Помогла. Окончил Савчин институт и пошел "вверх". Перевелся в ДК колхоза имени Ленина. Новоиспеченного режиссера назначили директором уже известного на всю страну клуба. А я оказалась "замдиром".

Гордость

- КОЛХОЗ во все времена был небедный. И позволил себе отстроить в 1967 году современное здание ДК. Но главное - люди! Мы их годами собирали по одному. У нас ведь собрались практически все звезды камчатской профессиональной самодеятельности: хореографы Людмила Ковтун, создатель коллектива "Гейзер" Анна Ефимова, продолжившая ее дело Галина Макарова, Александр и Анна Александровы, Евгения Кевевтегина - их масштабным постановкам ДК обязан в немалой степени. Бальные фестивали на нашей базе проводились с участием известнейших танцоров. Женечка Кевевтегина ставила у нас стилизованные северные танцы - и мы "сделали" "Утреннюю звезду" с ведущим Николаевым в трех турах! Вся Камчатка липла к "ящикам"!

Композитор Евгений Крылатов выбрал именно нашу вокальную группу "Трио" для сопровождения своих песен во время тура по Камчатке. А наш сероглазинский театр кукол - вообще отдельная история! Дети делали декорации, кукол, играли вживую - ничуть не хуже профессионалов. А на дискотеку в колхозный ДК вообще приезжали чуть ли не из Коряк, продохнуть было негде. Милицейские уазики переворачивали...

Через нашу сцену прошло столько знаменитостей - Караченцов, Родович, Карцев, Розенбаум, Калягин, Шевчук - уж всех и не припомнить. В конце 80-х - начале 90-х колхоз даже право на прокат кинопремьер покупал. В городе фильма еще нет, а у нас аншлаг!

Закулисье

- ХОЗЯЙСТВО в Доме культуры немаленькое: помыть полы, стены, лампы поменять, кабель проложить, сцену подновить, декорации сделать... "Дядь Саш, сделай узорчик! Теть Валь, там засранцы опять нагадили"... Так некоторые из наших "технарей" еще и на сцене выступали! Все жили единым духом - пацанва сероглазинская, из тех, кто в ДК ходил не просто попой потрясти, а чтобы привнести что-то в общее дело, тоже бесплатно вкалывала по ночам. Старшеклассники из каких-то железяк, списанных судовых агрегатов мастерили и монтировали собственными руками аппаратуру, управляли ею во время концертов и дискотек. У нас уже в те времена, в 80-е, был проекционный лазер, бегущая строка и "пишущая рука" на огромном экране...

Конечно, и посиделки у нас были, такие междусобойчики на Колхозной улице, в доме нашего костюмера. Там мы душу и отводили периодически - стихи читали, песни пели, ну, конечно, и не без того, чтоб совсем-то уж с чаем... Называлось это "К Петровне на уху с анальгином".

А вот в личной жизни... Ну не заладилось у меня больше. После развода ждала, искала своего, да так он и не пришел. Пенсию теперь получаю одна. Хотя, вру - не одна же, я тут в своем доме "клуб получателей пенсии" веду! Приходит наш постоянный сероглазинский почтальон, которую мы все любим. Она прямо у меня на кухонном столе раскладывает бумажки и тут же "безналично" зачисляет коммунальные платежи всем, кто еще жив и живет поблизости. Скажем, должна я платежей 100, а пенсия 200 - тут же идет взаимозачет, наличка выдается за минусом квитанций, можешь и не соглашаться. Штемпель у нее с собой - оплаченные бумажки на руки, и мне на ножках своих остается только спуститься за хлебом и не стоять в очередях на почте. Как у Пушкина: "Ко мне не зарастет народная тропа"... А пока одному идет оформление, другие дедушки-старушки сидят в своем кругу, сплетничают, вспоминают прошлое, анекдоты травят - что-то среднее между почтово-коммунальным сервисом и клубом общения.

Моя семья - дочь и внуки-"брульянты"... Жизнь моя - ДК. Судьба моя - устраивать людям праздники на берегу, а самой бесконечно ждать своего праздника. Сероглазка я...

"Поджигала море синица -

Думала, оно загорится!

Только волны, видать, отсырели -

Не горели они, не горели!

Но в себя отчаянно веря,

Поджигала "синяя" перья!

И пусть жизнь не сразу сложится,

Поджигайте море, синицы!"

СПРАВКА

Татьяна Анатольевна МУРЗАЕВА родилась в июне 1945 года в Хабаровском крае. В конце 60-х переехала на Камчатку. 30 лет отслужила в ДК колхоза им. В. И. Ленина художественным руководителем и заместителем директора. Ветеран труда. Заслуженный работник культуры РФ.

Смотрите также: