Поселок Вулканный считался самым закрытым на Камчатке. Здесь базируется военная часть космических войск, поэтому вход сюда всегда был только для своих.
Все изменилось в 90-х годах прошлого столетия. У страны особых секретов не осталось, поэтому Вулканное городское поселение демократично открыло двери всем входящим, и даже последний оплот секретности - КПП - в конце концов был упразднен.
На вопросы о прошлом и настоящем Вулканного корреспонденту "АиФ-Камчатка" ответил глава муниципального образования Владимир СМОЛИН.
Театр абсурда
- Если вдаваться в историю, то Вулканный - это поселение, которое в середине 50-х годов строилось для обеспечения полета первого искусственного спутника Земли при войсковых частях. Всего их было пять - космическая, авиационная, разведка, стройбат и учебный комбинат. В наши дни осталась только космическая часть, - рассказывает Владимир Вадимович. - В 90-е годы Вулканный получил статус ЗАТО, как Вилючинск. Это были благословенные времена, потому что финансирование шло напрямую из федерального бюджета. Денег выделяли столько, сколько было нужно для счастья... Когда я вступил в должность, Вулканный подчинялся области. Но 1 января 2006 года вступил в силу Закон "О местном самоуправлении", и мы стали Вулканным городским поселением. А через год полностью влились в состав Елизовского района, финансово стали зависеть от районного бюджета. И начался театр абсурда. Судите сами, если в 2006 году бюджет Вулканного был на уровне 40 млн рублей, то в 2007 году, когда соответствующие полномочия забрал район, бюджет составлял 12 млн рублей. Все были в панике, так как этих денег ни на что не хватало. Наши депутаты даже не стали принимать бюджет. А в этом случае, согласно закону, бюджет финансируется из расчета 1/12 в месяц от бюджета прошлого года. Если следовать этой схеме, то мы получали бы гораздо больше, чем отмеренные нам районом 12 млн рублей. Я вступил в жесткое противоборство, готов был отстаивать интересы бюджета в судебном порядке. Меня воспринимали как Дон Кихота в его борьбе с ветряными мельницами. Однако потом один хороший финансист в краевой администрации сказал мне, что выиграть суд - одно дело, получить деньги - совсем другое. Победа ради победы мне тоже была не интересна. Я объяснил депутатам ситуацию, и мы приняли тот "убитый" бюджет. Край и район предоставили нам дополнительное финансирование, и год мы прожили, но начиная с 2007 года всё идет ко дну. Я всегда думал, что нам будет легче, но заблуждался. Нас, по сути, положили на прокрустово ложе, потому что Вулканный изначально не вписывался в нищий, раздираемый политическими баталиями Елизовский район, мы всегда были выше по уровню жизни, чем другие муниципальные образования. Поселок вошел в район как инородное тело и оказался в жестких рамках. И с каждым годом ситуация не лучше.
Оптимизация... долгов
- Когда бюджет секвестрируют, вышестоящая власть призывает делать то же самое со штатом...
- В администрации Вулканного раньше работали 20 человек, а сейчас всего 10. На этот год бюджет поселения составляет порядка 25 млн рублей, из них на зарплату чиновников, канцелярию и прочие расходы по содержанию органов местного самоуправления уходит около 10 млн рублей. Остальные расходы - на оставшиеся в нашем ведении Дом культуры, библиотеку и так далее. Всё остальное - детский сад, школа, амбулатория - находятся на попечении района. Но я надеюсь, что медицина и школа вернутся под наше крыло, так как у нас имеется многолетний опыт совместной работы.
- Владимир Вадимович, сегодня в Вулканном - двоевластие. Как складываются отношения гражданских и военных?
- Как такового двоевластия в поселении нет. Военные выполняют свои задачи, мы - свои. Но мы исторически и экономически тесно связаны. С командиром у нас сложные отношения. Это как у Булгакова - москвичей испортил квартирный вопрос, так вот нас испортил вопрос долгов по ЖКХ - самая страшная тема на сегодняшний день. Политика прошлой администрации была отчасти популистской - с 2003 года в Вулканном не повышались тарифы на услуги ЖКХ. Мы были коммунистическим раем с уровнем платежей 15 - 30 %. Но уже через два месяца после своего избрания я вышел к депутатам с предложением поднять тарифы на 75 %, хотя прекрасно понимал, что для политика это убийственная ситуация. Потому что понял: если долговые обязательства будут расти и дальше, то всё рухнет в пропасть. Поставщик тепла у нас - единственная на весь поселок котельная Минобороны. Нам выставляли за тепло 10 млн руб., а мы собирали 2 млн рублей. Плюс субсидия из края - 3 миллиона. Таким образом, 5 млн руб. уходят в долговые обязательства... На сегодняшний день долговых обязательств за поставленное тепло перед Министерством обороны набежало на 29 млн рублей! Мы проиграли все суды, все счета по иску Минобороны арестованы, я со всех сторон обложен судебными решениями. А ведь кроме поставщика теплоэнергии, существуют еще другие поставщики коммунальных услуг, которым также из-за низких тарифов муниципалитет задолжал немалые деньги. Без помощи края и района с этой проблемой нам не справиться. Первый год нам еще переводили деньги, но сейчас кризис, денег ни у кого нет. А чтобы погасить долги, мне каждый квартал нужно выплачивать 1 млн 700 рублей. Я вижу два выхода. Первый - реструктуризация задолженности перед Министерством обороны или помощь вышестоящих бюджетов. Второе - продавать с аукциона муниципальные квартиры. Таких квартир - порядка 300. Продав их, мы не то, что долги закроем, мы будем самым успешным муниципальным образованием Камчатского края! Но я сам офицер и понимаю, что при таком раскладе пострадает не генерал, не командир, а простой лейтенант, который приедет служить в Вулканный и останется без квартиры. Или будет снимать ее.
Меня часто упрекают, что я не могу найти с представителями Министерства обороны общего языка. Но очень трудно разговаривать с представителями силовой структуры, в которой имеется четкая, прописанная приказами субординация. И принятие тех или иных решений зависит не только от личного мнения, но по большей части от мнения вышестоящего руководства.
Вот пример. В прошлом году 1 октября военные, как всегда, начали отопительный сезон - не начать его они не имеют права. В том числе тепло пошло и в Дом культуры. Но в ноябре военными (до сих пор не знаю, на каком уровне) было принято решение отключить за имеющуюся задолженность теплоснабжение в Доме культуры. А через несколько дней ударили морозы. Вся система отопления в ДК попросту взорвалась. Мало того, что на восстановление системы отопления потребовались дополнительные финансовые средства, но и весь зимний период Дом культуры и библиотека вынуждены были работать в тяжелейших условиях. Ради чего, скажите, рубить шашкой? Мы же не на войне! Мы делаем одно общее дело, нужно искать компромиссы, но население от этого страдать не должно.
Черные полковники
- Владимир Вадимович, вы как-то упомянули о том, что попали на должность главы Вулканного по иронии судьбы....
- К своей победе на выборах 2005 года я действительно отношусь иронически - попросту выбирать было не из кого. Если б военные выдвинули своего кандидата, за ним было бы большинство хотя бы потому, что около 70 % жителей Вулканного - это военнослужащие. Тогда, кстати, народ стал говорить, что к власти пришли "черные полковники": я, глава администрации, действующий офицер уголовного розыска, и председатель Совета депутатов Александр Царев, старший опер ФСБ...
- В октябре следующего года вновь грядут выборы глав муниципальных образований. Вы планируете продолжить борьбу?
- При рекомендуемой системе формирования органов местного самоуправления шапку Мономаха наденут на голову председателя собрания) депутатов, он будет в том числе и главой муниципального образования. А главу администрации назначат по контракту. На материке эта должность сегодня называется сити-менеджер. Его выберет конкурсная комиссия, в которую входят 1/3 представителей госвласти и 2/3 - непосредственно из муниципалитета. Фактически это прикрытое назначение. Я не сторонник таких выборов на территории нашего муниципального образования. Я считаю, что выборы должны быть прямыми...
СПРАВКА
В Вулканном городском поселении проживают 1650 человек. Этот поселок является самым молодым в Камчатском крае: средний возраст мужчин - 35 лет, женщин - 33 года. Здесь самый высокий уровень рождаемости и образованности. На тысячу человек - 53 % людей с высшим образованием.
Смотрите также:
- Олег Кожемяко: "Хороший работник на улице не останется" →
- Городом будет руководить сити-менеджер →
- Депутаты будут делиться →