Приятного общепита!

   
   

ЗОЛОТИСТЫЙ стафилококк и кишечную палочку обнаружили в салатах одного из кафе в Петропавловске-Камчатском на минувшей неделе. Едой отравились минимум два человека, которые после обеда почувствовали себя плохо, а потом обратились "в органы" с просьбой разобраться.

КАК сообщил помощник руководителя следственного отдела по Петропавловску Роман Яновский, все выявленные санитарные нарушения в этом кафе заняли несколько печатных листов. Возбуждено уголовное дело. Если вина директора будет доказана в суде, он может получить до 2 лет лишения свободы.

Описанный случай - из разряда вопиющих. И не потому, что наши земляки редко травятся в точках общепита, а потому, что мы чаще молча проглатываем некачественную пищу и хамское обслуживание, не желая лишний раз скандалить и портить себе нервы.

ОБМАН граждан в столовых, кафе и ресторанах существует ровно столько, сколько существует сам общепит. Но в последние месяцы (видимо, сказывается мировой кризис) размах экономии за счет клиентов достиг небывалых размеров.

В редакцию "АиФ-Камчатка" периодически звонят земляки, возмущенные произволом в кафе и ресторанах краевого центра. Наши корреспонденты, намотав на ус опыт читателей, тоже побывали в некоторых точках общепита.

Не те зерна

"НЕ ТАК давно мы с друзьями решили зайти в не самое дешевое заведение, попить кофе и пообщаться. Примерно прикинули, сколько должны заплатить, но когда увидели счет, то глаза на лоб полезли в натуральном смысле этого слова! - рассказывает Илья Костин, позвонивший в редакцию в начале мая. - Сумма в счете была процентов на 70 больше, чем мы ожидали! Официантка же сказала, что у них не было ТЕХ зерен, которые мы заказали, и пришлось заменить "те" на более дорогие".

Как выяснилось, персонал многих кафе среднего уровня часто зарабатывает и наоборот - на замене одних ингредиентов другими, более дешевыми. Не многие люди могут отличить натуральный кофе от растворимого подобия, особенно если его подали с молоком.

Чаще подмена происходит таким образом, что клиент ее просто не замечает. Например, вместо коньяка пятилетней выдержки приносят более дешевый, с выдержкой 3 года. Подменяют качественное вино, водку (кстати, если дешевую водку заблаговременно охладить, то по вкусу она практически не будет отличаться от дорогой). Такие махинации чаще всего проворачивают с захмелевшими клиентами.

Еще один способ обмана - немного не долить. Если в ингредиентах коктейля значится лед и это указано в меню, то обмануть вас будет несложно: достаточно нескольких кубиков льда - и бармен может спокойно сэкономить 50-80 мл дорогого виски или рома. Если же в меню указан коктейль на 200 мл и его приносят в бокале на 200 мл, но со льдом, который не указан в меню, значит, вас уже обманули: коктейль со льдом должен подаваться в стакане на 100 мл больше. За вечер удачливый бармен может сэкономить около бутылки дорогого алкоголя.

Бдительные студенты

ЧАСТО на наши столы в кафе и ресторанах попадают и... объедки. "Я не так давно уволилась из одного популярного заведения Петропавловска и могу точно сказать, что зелень, порезанные овощи, сырную и мясную закуски, не съеденные предыдущим клиентом, частенько оставляют до следующего аналогичного заказа", - рассказала бывшая официантка Анна (имя изменено. - Авт.).

"Часто мухлюют со счетом. Схем обмана несколько. К примеру, в счет могут включить то, что вы заказали, но что вам "забыли" принести. Или, наоборот, вписывают то, что вы и вовсе не заказывали, - продолжает Анна. - Дело в том, что когда в кафе много посетителей, не всегда успеваешь проследить, расплатились ли клиенты или нет. Если ты "прощелкал" стол, то тебе его и оплачивать. Из своего кармана. Поэтому официанты эту сумму раскидывают на несколько столов и вписывают в их чеки то, чего люди на самом деле не заказывали. Когда компания достаточно большая, то, как правило, никто и не замечает лишнего стакана сока или салата. А иногда можно к стоимости каждого блюда прибавить рублей по 10. Выгода с каждой большой компании доходит до тысячи рублей. Вот только со студентами это не действует - они досконально проверяют чеки".

"Один раз мы поймали официанта на том, что в счете было указано несколько блюд, которые мы вообще не заказывали. Знаете, что он нам ответил? Извините, мол, много посетителей, счета перепутали, сейчас все исправим. А в кафе были заняты всего четыре столика", - возмущается еще один земляк, Анатолий Богданов.

Это тоже достаточно распространенная практика. На любой замеченный обман у официантов и барменов заготовлены шаблонные оправдательные фразы.

Спрятанная сдача

В ОДНОМ из достаточно известных и дорогих заведений Петропавловска корреспонденты "АиФ" заказали по паре пирожных. И... столкнулись сразу с несколькими способами обмана. Вместо "Спрайта" в пластиковой бутылке нам принесли напиток в "стекле", причем уже открытый (цена та же, только в стеклянной бутылке газированной жидкости в два раза меньше), пирожные были раза в полтора меньше, чем те, что стояли на витрине. Впрочем, этого мы вполне могли ожидать. А вот к обману со сдачей оказались не готовы. Ее в счетнице оказалось ровно на 100 рублей меньше, чем следовало. Подошедшая официантка недовольно ответила, что вся сдача в книжке. И действительно, искомая купюра оказалась на месте. Только не над счетом, где лежали остальные деньги, а под ним, уголок к уголку. Расчет простой - претензии в этом случае предъявить сложно (ведь все деньги вам принесли), но, с другой стороны, если клиенты невнимательные, то возьмут деньги не считая, а спрятанную под счетом сдачу можно забрать себе.

А вот еще один способ обмана, к которым нередко прибегают на предприятиях, изготавливающих торты на заказ. Приехав за заказанным нами тортом (1 кг которого - 800 рублей), мы услышали, что торт по весу получился "чуть больше, чем планировалось". "Чуть больше", как выяснилось позже, составило почти килограмм. Так что пришлось выложить лишних 600 рублей. К таким уловкам, как рассказывают бывалые камчатцы, прибегают в основном накануне выходных или праздников, зная, что заказчику в случае отказа от покупки, стоимость которой намного превышает ожидаемую, негде больше приобрести лакомство.

От закуски до десерта

КАК признаются бывшие официанты, в кафе и ресторанах больше всего любят проводить банкеты - это настоящее золотое дно для обмана клиентов. Обвес начинается с салата - складывая его в один большой салатник, могут не доложить пару-тройку порций. Экономия - до 500-700 рублей. Определить на глаз, сколько же там порций - 7 или 10, - не под силу даже опытному повару.

"На юбилее моего мужа на столы выставили чуть больше половины того, что мы заказали, - рассказывает с негодованием Алина. - Когда мы обратили внимание официантов на это, они пообещали вынести блюда позже, но так и не сделали этого. А в конце вечера, посчитав пустые бутылки, мы выяснили, что на столах не оказалось целого ящика спиртного! Причем деньги нам так и не вернули".

Если за количеством бутылок еще можно проследить, то проверить соки куда сложнее. Разливая их по кувшинам, официанты вполне могут не долить до 150 мл в каждый. На юбилеях и свадьбах таких кувшинов - десятки.

"Устраивая прошлым летом свадьбу в очень дорогом ресторане, мы договорились с администратором, что привезем свои овощи с дачи, - рассказывает мама жениха Ольга Владимировна. - Отобрали самые лучшие огурцы, помидоры, перец, да еще и с тем расчетом, чтобы хватило всем и еще осталось. Но на свадьбе мы увидели какие-то перезревшие, явно не наши овощи, к тому же их с трудом хватило на всех гостей".

"Если честно, отработав пару лет в нескольких заведениях общественного питания, теперь, посещая кафе и рестораны, я просматриваю чек досконально и, если вижу обман, обязательно разбираюсь", - признается Анна.

Увы, обмануть нас пытаются почти везде. Только где-то это делают незаметно, а где-то слишком явно и неумело. Совет один - будьте бдительны! И не бойтесь спорить с обманщиками. Клиент всегда прав.

НАДО ЗНАТЬ

- В соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ и Законом РФ "О защите прав потребителей", предприятия общественного питания должны в наглядной и доступной форме доводить до потребителей достоверную информацию о наименовании, типе, классе предприятия, его адресе (местонахождении собственника), режиме работы, ассортименте предлагаемой продукции, перечне предоставляемых услуг. Если на вывеске указано, что предприятие работает до 19.00, то его нельзя закрыть даже на 10 минут раньше. В случае временного приостановления работы по оказанию услуг (для проведения плановых санитарных дней, ремонта) исполнитель обязан своевременно предоставить информацию о дате и сроках возобновления своей деятельности.

- Администрация имеет право ограничивать вход посетителей, если обслуживают официанты - за 30 минут до закрытия, а если самообслуживание - за 15 минут до закрытия. Указанный в меню перечень блюд и напитков должен выдерживаться в течение всего рабочего дня. К примеру, если вы заказали салат, а через некоторое время вам сообщили, что вместо него подадут что-то иное, просто напомните официанту, что по правилам оказания услуг общественного питания предприятие обязано подавать то, что указано в меню.

- Оплата труда официанта уже включена в общую стоимость блюд и обслуживания. Если вас вынуждают доплатить дополнительную сумму, помимо указанной в счете, знайте, что это незаконно и вы вполне можете сделать соответствующую запись в Книге отзывов и предложений. Более того, за такое вымогательство можно подать в суд. Основанием для судебного иска послужат счет, квитанция, чек, свидетельские показания тех, кто был с вами вместе в ресторане или кафе.

- Если вы сделали предварительный заказ и по каким-либо причинам необходимость в нем отпала, вы имеете право в любое время отказаться от него. В этом случае вам обязаны возвратить внесенные в качестве аванса деньги. В случае отказа потребителя от обслуживания в день проведения мероприятия, он обязан выкупить заказанную им продукцию (товары), которая не может быть реализована другим потребителям.

- При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги, при обнаружении недостатков в качестве кулинарной продукции, недовесе или обсчете вы вправе по своему выбору потребовать: уменьшения цены за оказываемую услугу; изготовления аналогичной продукции надлежащего качества или ее замены другой продукцией либо вообще можете отказаться от услуги.

Смотрите также: