СТАТИСТИКИ утверждают, что по темпам экономического роста наша страна находится на одном из ведущих мест в мире. Судя по отчетам регионального правительства, бурно развивается и Камчатский край. ВВП увеличивается, жизнь на полуострове становится лучше и веселее.
ЧТОБЫ воочию увидеть, как расцветает наша промышленность, корреспондент "АиФ-Камчатка" совершил экскурсию по цехам судоремонтного предприятия ПСРМЗ, более известного как мехзавод. Но в заводских цехах, как выяснилось, положительная экономическая динамика выражена не так ярко, как на бумаге.
Ни работы, ни зарплаты
В ЛУЧШИЕ годы на ПСРМЗ работали более полутора тысяч человек, сейчас и сотни не наберется. Огромный механический цех почти пуст. В дальнем его углу вытачивает какую-то деталь 76-летний токарь Гаррий Михайлович Скоголь. На заводе он с 1960 года. Здесь с тех пор многое изменилось.
- Раньше человек 300 работали в три смены, - вспоминает Г. Скоголь, - а сейчас... Я да вон еще двое. Делать-то особенно нечего, всякая мелочевка - лебедка, трапы...
Несмотря на почтенный возраст, Гаррий Михайлович - не самый пожилой в мехцеху. Долбёжный станок японского производства старше токаря на один год, но работает, говорят, как часы. Остальные станки - советские. Они лет на 20 - 30 моложе японского собрата. "Я здесь с 1970 года, - рассказывает коллега Г. Ско.голя 58-летний Анатолий Всеволодович Князев, - не припомню, чтобы у нас когда-нибудь оборудование обновляли. Если станки ломались, их выбрасывали. Но замены им не было и нет". Нет замены и токарям-пенсионерам. Последний молодой специалист устраивался на завод лет десять назад. Но и он вскоре уволился. Работа не престижная, зарплата маленькая. Анатолий Всеволодович показывает свою расчетку. После вычета налогов и алиментов остается чуть больше четырех тысяч рублей. Кто же за такие деньги будет работать?
В советские времена, когда токари зарабатывали по 600 - 700 рублей, с трудовыми резервами не возникало проблем. Мехзавод был тогда одним из флагманов камчатского судоремонта. По сути, он и сегодня является таковым. Только масштабы деятельности несоизмеримы. Раньше у причала стояли БМРТ, плавбазы, а сейчас в лучшем случае - СРТМ да МРС.
"Хорошо еще пограничники к нам обращаются, - говорит мастер деревообрабатывающего цеха Валерий Гукало. - В прошлом году мы "Орел" ремонтировали, сейчас - "Воровский". За счет них, по существу, и живем. Но по сравнению с тем, что было, - это, конечно же, капля в море".
Вместо завода - музей
СЕГОДНЯ рыбопромышленников укоряют за то, что они ремонтируют суда за границей. Мол, не патриотично это, надо поддерживать отечественного производителя. Но кого поддерживать, если производителей уже практически не осталось? Гаррий Михайлович и Анатолий Всеволодович, конечно, мастера своего дела. Но весь камчатский флот они при всем желании отремонтировать не сумеют. А в Корее или Китае это сделают качественно и быстро.
В правительстве полагали, что новые силы в судоремонт вдохнет снижение энерготарифа. Чиновники утверждают, что уже вдохнуло. По их данным, индекс промышленного производства в судоремонте вырос с начала года на 59%. Но профессионалы относятся к этим цифрам скептически.
- Спасибо, конечно, что цены на электроэнергию понизили, но трудностей у нас не стало меньше, - рассказывает директор одной из судоремонтных компаний Юрий Гринь. - Все свободные средства съедают инфляция и цены на топливо. Может, я пессимист, но, по моему мнению, через пять лет судоремонта на Камчатке не будет. У нас не останется ни оборудования, ни специалистов.
- Раритетные машины сегодня стоят дороже, чем новые. Может, попробуете продать древнее оборудование, а на вырученные деньги купить что-нибудь современное? - предлагаю я Юрию Николаевичу.
- Интересная идея, но, думаю, не реализуемая. Если наши станки и можно продать, то только на металлолом... Да на новом оборудовании и работать-то никто не сможет, там все на программном обеспечении, электронике. У нас таких специалистов нет, и учить их некому. Вымрут нынешние токари - и конец... Вы побывали на заводе, поняли - в каких условиях мы работаем. Жаль, что чиновники на производство не ходят. С местной промышленностью они знакомы только на бумаге, а она, как говорится, все стерпит...
К мнению Юрия Гриня можно относиться по-разному, но с тем, что камчатской экономике нужны серьезные инвестиции, программа по обучению специалистов, наверное, никто спорить не будет. Причем заниматься этим необходимо уже сегодня, протянем время - и судоремонт окончательно развалится. Придется его перепрофилировать, к примеру, в тур-индустрию. Это не потребует больших вложений. Надо будет всего лишь прибить к заводу вывеску "Музей". И водить туда на экскурсии интуристов. От посетителей, уверен, отбою не будет. Где еще тем же японцам предоставится возможность заглянуть в прошлое, посмотреть, на чем 100 лет тому назад работали их предки.
Смотрите также:
- Наша цель - обеспечить добывающие предприятия минеральным сырьем →
- "Океанрыбфлот": спокойная и взвешенная работа →
- Настоящая мужская работа →