Навсегда Машковцев

   
   

НАКАНУНЕ Михаил Борисович побывал в нашей редакции и рассказал о том, какие богатства ему удалось накопить за 28 лет жизни на краю земли.

БЫВШИЙ губернатор признался, что основной ценностью, приобретенной почти за три десятка лет работы, стали друзья, товарищи, соратники и, конечно же, простое общение с камчатцами.

- Когда я иду по улице или еду в автобусе, ко мне подходят много людей, они говорят добрые слова, благодарят, интересуются моей жизнью, и это я считаю главным своим достижением, - сказал Машковцев.

- Михаил Борисович, после ухода на пенсию "бывшие" часто пользуются особыми привилегиями. Есть ли у экс-губернатора льготы? А то, помнится, после отставки вас даже в "белый дом" без пропуска не пускали...

- Действительно, в первый мой приезд после ухода с должности мне пришлось выписывать пропуск, чтобы пройти в административное здание. Но я не в обиде, мне было даже интересно постоять в очереди, пообщаться с людьми, которые удивлялись, увидев меня. Но это всё в прошлом. Сейчас губернатор Камчатского края издал специальное распоряжение о том, что я имею право свободного посещения администрации. А что касается материальных благ, то за время губернаторства мне удалось построить трехкомнатную квартиру в Санкт-Петербурге, которая обошлась тогда в 52 тысячи долларов. Также удалось купить дачу за городом за 50 тысяч долларов. Это то, о чем мы мечтали с супругой многие годы: там растут старые яблони, сливы, они прекрасно плодоносят, не требуя особого ухода. Приезжаешь весной - чистый воздух, рядом озеро, а осенью - висят те самые яблоки и сливы... Вот, собственно, и всё, что я нажил. Переезд с Камчатки - так же, как и для всех жителей полуострова. Мне оплатили провоз пятитонного контейнера, второй я оплатил сам. Там в основном сувениры и книги, которых набралось за эти годы около трех тонн! Кстати, я поставил в контейнер и два ящика малкинской.

На пенсию губернатора не разгуляешься

- ВЫ говорили, что рассматриваете несколько предложений о работе. Уже сделали свой выбор?

- Пока нет - полгода я провел в роли домашней хозяйки и ни о чем особенно не размышлял. Но все сделанные мне предложения остаются в силе, в том числе и занять место помощника полпреда в Северо-Западном федеральном округе. Также у меня был разговор с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко о возможности работы у нее. Кроме этого, учитывая, что я являюсь членом Союза журналистов России и, как я думаю, не самым плохим политтехнологом, мне предлагали устроиться профессором кафедры журналистики или кафедры общественных связей. Также рассматриваю предложение по административной деятельности в высших учебных заведениях. Так что, как видите, выбор велик. Кстати, есть идея пойти и на простую работу - старшая дочь, например, предлагает гардеробщиком в театр. Будешь, говорит, все новые спектакли смотреть. А может быть, займусь творчеством. Если появятся темы, то я с удовольствием что-нибудь напишу. Примерно раз в два месяца ко мне обращается газета "Коммерсантъ" с просьбой дать тот или иной комментарий. Возможно, и с вашим еженедельником заключим творческий союз, кто знает, кто знает...

- Неужели пенсия губернатора не обеспечит вам спокойную старость?

- Суммарная пенсия у меня - около 30 тысяч рублей в месяц, при том что в последний год губернаторства я получал на руки около 150 тысяч. Сюда входит пенсия по старости - около 9 тысяч рублей - и так называемая губернаторская доплата - еще 22 тысячи. Размер пенсии для госслужащих установлен Законом Камчатской области еще в мою бытность председателем Законодательного собрания. Там введены достаточно жесткие ограничения. Со временем, правда, некоторые коэффициенты были подправлены, пенсии чуть выросли, но ненамного. Но если я пойду на работу на государственную или муниципальную службу, выплата губернаторской пенсии мне прекратится.

"Не жалею, что ушел из политики..."

- МИХАИЛ Борисович, не жалеете о том, что ушли из большой политики?

- Еще в августе прошлого года я понял, что политика в России закончилась, поэтому я ушел из этой якобы политики совсем. Тем более что тому способствовало психологическое состояние (прошлым летом ушла из жизни супруга М. Машковцева - Татьяна Борисовна. - Ред.). Правда, пока шла предвыборная кампания, я все думал, не совершил ли я ошибку. Но сейчас уверен, что нет. Ну возглавил бы список коммунистов, пошел бы по одномандатному округу - а я бы прошел по любому одномандатному округу, даже не сомневаюсь в этом. Помню, хотел из интереса пойти в Усть-Камчатске, посмотреть, что у меня там получится. Но вовремя понял, что после этого ничего не изменится. В Законодательном собрании стало бы на одного коммуниста больше, и всё. Но люди-то ждали бы от меня очень многого, а я бы дать ничего не смог. В конце концов, это дискредитировало бы и меня, и КПРФ, членом которой я являюсь.

- Москва когда-нибудь оказывала на вас давление, учитывая, что вы были "красным" губернатором?

- Москва, пожалуй, нет. По крайней мере, я этого давления не ощущал. Но мне, например, так и не известно, кто инициировал уголовные дела. А это было явное давление, причем очень жестокое, но с чьей стороны - Москвы или местных доброжелателей в кавычках, для меня осталось тайной. Кстати говоря, эту "политтехнологию" так бездарно провели, что она мне принесла лишь дополнительные очки. А то, что я был "красным", никак не отражалось на моих взаимоотношениях с верховной властью, и напрасно некоторые думают, что из-за этого область недополучала финансирование или испытывала другие трудности. У нас всегда был конструктивный диалог с Москвой.

В Северную столицу с грустью...

- ЕСТЬ на Камчатке места, с которыми вы расстаетесь с наибольшим сожалением?

- В первую очередь, это, конечно же, дом N 13 на Южном Горизонте, рядом с 31-й школой. Здесь я поселился, когда впервые приехал на Камчатку. В 1980 году на пустыре в том районе стояли всего два больших дома, а фундамент школы только-только закладывался. Кстати, в рощице, где сейчас бывший кинотеатр "Горизонт", мы собирали грибы на ужин... Самые теплые воспоминания связаны с участком бухты около площади Ленина. Это было первое место на Озерновской косе, куда мы пришли с супругой и маленькой дочкой. Помню, светило солнце, а поскольку мы - ленинградцы, народ закаленный, то сразу бросились купаться, в том числе и наша трехлетняя дочь. Коренные камчатцы смотрели на нас как на сумасшедших, а нам так понравилось! Какой замечательный город, подумали мы тогда, прямо в центре купаться можно!.. Конечно же, много воспоминаний связано с Синичкиным озером, где мы бывали десятки раз, поскольку вся наша семья была ориентирована на туризм. Наверное, сотню раз мы ходили на океан - от поселка Заозерный и дальше по дороге. Много приятных воспоминаний связано с домом 50 на улице Советской, где начиналась наша экспедиция "Севморгеологии", там же, на втором этаже, размещался Союз писателей. Вот это - всё самое-самое дорогое для меня, что я с грустью увожу с собой навсегда в Северную столицу...

КСТАТИ

Сжигать мосты экс-губернатор, по его же словам, не собирается. Камчатскую квартиру он решил не продавать, а оставить одной из дочерей. Регулярные визиты на Камчатку, правда, не планирует, но на официальные мероприятия и крупные события обещал приезжать. В первую очередь, таковым Михаил Борисович назвал открытие храма Святой Живоначальной Троицы, на освящение которого он уже получил личное приглашение от архиепископа Петропавловского и Камчатского Игнатия.

Смотрите также: