Кто управляет домом, в котором вы живете? Кто заботится о его состоянии, о том, в полной ли мере вы получаете услуги ЖКХ? Можете ли влиять на поставщиков этих услуг?
Если в вашем доме создано ТСЖ, то на эти вопросы вы ответ знаете. Но в Петропавловске сегодня создано около 60-ти товариществ собственников жилья. А как быть остальным?
Тем более, что осталось совсем немного времени до того момента, когда все жильцы многоквартирных домов должны будут выбрать метод управления домом. Согласно Жилищному кодексу, определиться необходимо до 1 января 2008 г., но все ли готовы сейчас предпринять столь важный шаг, тем более что нашу глубинку потенциальные управляющие не очень-то и жалуют?
Жить общим домом не научены
Этими проблемами решили заняться не кто-нибудь, а представители Роспотребнадзора. Причем после недавней Всероссийской конференции "О защите прав потребителей и развитии конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства", которая проходила в Санкт-Петербурге, желание "толкнуть" коммуналку заметно усилилось. Зачем надзорному органу брать на себя дополнительные функции и углубляться в "дебри" ЖКХ, и как регулируются жилищные отношения после вступления в силу нового "Жилищного кодекса"? С такими вопросами мы обратились к заместителю начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Камчатской области Ирине ВАСИЛЬЕВОЙ.
- Начнем с того, что жилищные отношения возникли после введения Закона РФ "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации", принятого в 1991 году, - говорит Ирина Юрьевна, - когда каждый квартиросъемщик получил право стать собственником квартиры или комнаты.
Однако многие дома, которые построены до 2000 года и находились в собственности государства, были переданы населению без проведения капремонта, а некоторые и вовсе в состоянии разрухи. И если собственная квартира при этом все-таки остается для человека приоритетом, то жить общим домом мы не научены. Равно, как и нет у нас, по сути, ни одной организации, которая сказала бы, как следует строить взаимоотношения между жильцами и теми, кто отвечает за содержание дома.
То есть нынешнее законодательство раскладывает по полочкам процесс в недавно выстроенном доме, где, не боясь, можно взять управление в свои руки, экономить, устанавливать ресурсосберегающие технологии, оборудование и пр., то есть создавать "умный дом".
Например, во многих домах Санкт-Петербурга уже появились автоматические тепловые счетчики с погодным регулированием. По итогам сезона на сэкономленные средства производится ремонт крыш, теплоизоляции. На следующий год экономия еще больше, таким образом появляются дополнительные деньги на обеспечение домов, а вложенные управляющей компанией силы и средства реально окупаются в течение 3-5 лет, несмотря на то, что один только теплорегулятор стоит от 400 тыс. рублей.
- Практически все камчатские дома сложно назвать современными. И даже при наличии управляющей компании собрать с жильцов деньги практически невозможно, тем более на дорогой счетчик. Получается, что жильцы в Центральном округе и в Дальневосточном живут в разных условиях, а механизм применения законодательства один?
- В том-то и дело, что как такового механизма применения "Жилищного кодекса" в сфере жилищно-коммунальных услуг на сегодняшний день нет. И мы не только живем в разных домах по срокам их введения в эксплуатацию, но и по погодным условиям, мы разделены по социальному статусу. Закон "О защите прав потребителей" регулирует общие отношения между потребителем и исполнителем (продавцом), но проблема заключается в том, что если нам, например, не понравился товар, мы можем его отремонтировать и даже вернуть. Однако отказаться от услуг водоснабжения мы с вами не можем - просто потому, что в данном случае исполнитель - монополист. То же с энергоснабжением, с тем лишь отличием, что им занимаются две организации. И если ты захочешь поменять исполнителя, то должен переехать в другой район города. В этом и заключается специфика нашего города.
- Какая задача стоит конкретно перед Роспотребнадзором?
- Мы планируем создать консультационные пункты - своего рода общественные приемные, куда сможет прийти или позвонить любой человек. Если заданный вопрос будет в компетенции другого органа, мы назовем организацию, куда надо обратиться. Другая наша задача - разработать механизм реализации права потребителя при возникновении претензий к исполнителю услуг ЖКХ, поскольку, как было уже отмечено, у нас потребитель лишается права отказаться от некачественных коммунальных услуг.
- Но он может это сделать, если говорить об услугах по содержанию жилья. В нашей губернии возможна конкуренция управляющих компаний?
- Скажу одно: в ближайшем будущем ожидается демонополизация этой сферы, поскольку с возникновением подобных компаний у потребителя появится возможность выбора. Но опять-таки все квартиры отдельного дома должна обслуживать одна компания, и это решение должно приниматься только общим собранием дома.
Совместно с мэрией
- Если наш человек увидит объявление о том, что состоится общее собрание, он вряд ли примет его к сведению.
- Инертность и медлительность - это наша беда. Но, с другой стороны, нужно учитывать все нюансы, вплоть до того, где же людям собираться? Решать вопросы на морозе или на ветру вряд ли кому-то понравится. Но это уже политика муниципалитета, который должен взять на себя организационные вопросы - так, как это делается в других регионах. Мы, в свою очередь, задумывая "горячую линию", планируем начать совместную работу с мэрией, а также с жилищной инспекцией, ведь от того, насколько будут осведомлены потребители услуг ЖКХ, зависит не только их благосостояние, но и целесообразность жилищно-коммунальной реформы в целом.
Каково соотношение муниципального и приватизированного жилья в Петропавловске? Что делать, если дом признан аварийным, а муниципальных квартир в нем на порядок меньше? Об этом и о многом другом в следующих номерах нашего еженедельника расскажут специалисты УЖКХ Петропавловска и администрации Камчатской области.
Смотрите также:
- Энергосбыт: ставка на новые технологии →
- Кто ответит за грязные подъезды? →
- Наш "Маяк" в тумане светит... →