Старший прапорщик в отставке Виталий Михеев - автор уникальной методики огневой подготовки. С ее помощью человек, впервые взяв в руки пистолет, через один час тренировок с расстояния 25 метров выбивает в мишени не менее 25 очков из 30 возможных.
В 80-е годы система подготовки Михеева была одобрена в самых высоких инстанциях, но, по большому счету, она оказалась не востребована - ни в Советском Союзе, ни в современной России.
Первых авторов репрессировали
- Виталий Александрович, вы можете вкратце рассказать о сущности вашей методики?
- Есть два пути обучения стрельбе. Первый - это боевая подготовка. В ее основе лежит суворовский принцип: учить бойца тому, что ему необходимо на войне - поражать противника в любых ситуациях, определять дистанцию, скорость движения цели, силу и направление ветра, то есть владеть тактикой ведения огня.
Второй путь - стрелковый спорт. Действия спортсмена строго ограничены правилами. Его главная задача - настрелять как можно больше "десяток". В спорте считается, что классный стрелок - не тот, кто может сделать хороший выстрел, а тот, кто не умеет делать плохих выстрелов.
Моя методика предполагает, что сначала нужно научить человека стрелять метко, а потом использовать это в бою. Для этого предлагается комплекс упражнений, который очень эффективен и экономичен.
Добавлю, что первые наработки подобных методик появились еще в 30-е годы прошлого века. По ним устанавливали нормативы, за выполнение которых присваивалось звание "Ворошиловский стрелок". Но, к сожалению, авторы научных методик были репрессированы.
- Министерство обороны проявляло интерес к вашим разработкам?
- После начала афганской войны методику планировали принять на вооружение. Наши военные, имея преимущество в авиации и бронетехнике, уступали душманам в качестве стрельбы из стрелкового оружия. Министра обороны проинформировали, что существует система методов, с помощью которой можно за короткое время значительно улучшить снайперскую подготовку.
В то время я проходил службу в Хабаровске в должности начальника пожарного надзора. Меня вызвали в Моск-ву, спрашивают: вы хоть автомат-то держать умеете? Военные чиновники подумали, что кто-то что-то напутал, и в Главное управление прислали пожарника, специалиста по другой огневой подготовке. Они тогда сильно перепугались - как министру-то сообщать? Но когда разобрались что к чему, решили провести экспериментальные занятия. Сказали, что если качество стрельбы у бойцов в течение полугода улучшится на 10%, методика принимается безоговорочно. Подготовив учебное место, я, в присутствии комиссии, провел два контрольных занятия, качество улучшилось на 276%. В 1988 году мои рекомендации были введены в пособие для сухопутных войск, планировалось, что до 1992 года наши Вооруженные Силы перейдут на специальную систему снайперской подготовки. Я уже приступил к строительству комплекса учебных мест в подмосковном Солнечногорске. Однако после известных событий в августе 1991 года работа была приостановлена.
Ходоки от генерала Дудаева
- Выходит, пока не началась война, на ваши методы внимания не обращали?
- Почему же обращали. Расскажу вам один случай. В 1979 году в Уральском военном округе Главком проводил сборы с командирами дивизий. Я тогда впервые столкнулся с офицерами Главного управления боевой подготовки сухопутных войск. Меня очень удивило, что о многих вещах в стрельбе они даже понятия не имели, хотя по долгу службы должны были разрабатывать обучающие методики.
Когда мы беседовали с этими офицерами в неформальной обстановке, они мне открытым текстом сказали: "Ничего у тебя не получится. Дать положительную оценку твоей методике, значит уступить место тем, кто умеет с ней работать. А мы этого не умеем, зато у нас московская прописка, хорошие места. Мы никогда тебя не поддержим, а без нашего разрешения ни один начальник тебе добро не даст!"
- Зато, как я слышала, иностранные государства готовы были с вами работать?
- Арабы предлагали очень хорошие деньги. Позднее, после распада Союза, ко мне обращались представители прибалтийских и азиатских республик, которые, получив независимость, стали создавать собственные армии. А в августе 1994 года на Камчатку наведывались "ходоки" от генерала Дудаева. Говорили, что он заплатит такие деньги, которых я сроду не видел. Но что-то у меня в душе екнуло... Я согласился, но при условии, что они получат разрешение в местных органах госбезопасности. Больше я их не видел.
- Виталий Александрович, последний вопрос, вы действительно можете научить стрелять любого человека, вне зависимости от его способностей?
- Способности, как и трудолюбие, важны в любом виде деятельности. Научить метко стрелять можно любого, но далеко не каждый сумеет добиться в стрельбе выдающихся результатов.
Кстати, я обратил внимание, что на умение стрелять влияет даже национальность. Русские, прибалтийцы, европейцы, американцы учатся быстро. Куда сложнее подготовить снайпера из чеченца, турка или азербайджанца.
Справка "АиФ-Камчатка"
Работая тренером, Виталий Михеев подготовил нескольких мастеров спорта СССР и мастеров спорта международного класса. Некоторые из них впоследствии становились чемпионами Советского Союза, а Михаил Зюбко в 1974 году стал чемпионом Мира по стрельбе из пистолета.
Смотрите также:
- Цена блата - провал.«Рецепты» для сборной от легендарного хоккеиста Игоря Ларионова →
- Наша цель - обеспечить добывающие предприятия минеральным сырьем →
- Мяч вне игры. Почему на Камчатке нет большого футбола? →