Мы продолжаем знакомить вас с новым Положением о рынке электроэнергии (см. "АиФ-Камчатка" N 40). Наш собеседник - исполняющая обязанности руководителя "Энергосбыта" Наталья Лаврова.
- Какие изменения произойдут во взаимоотношениях между потребителями и производителями в связи с изменениями на рынке электроэнергии?
- Сегодня у тех потребителей, кто не имеет присоединенных сетей "Камчат-скэнерго", а получает электроэнергию через ведомственные сети (СРВ, морской и рыбный порты и т. д.), появится возможность заключать договоры с гарантирующим поставщиком напрямую. Пока же субабонентов, получающих электроэнергию через ведомственные сети, ставят в достаточно жесткие условия, требуют с них деньги на обслуживание сетей, им необоснованно повышают тарифы, и т. д. Практически хозяйствующий субъект навязывает субабонентам свои правила игры.
Новые отношения не предусматривают посредников
Новые Правила розничного рынка четко регулируют все взаимоотношения. Гарантирующие поставщики будут заключать договоры 2-х видов: договоры электроснабжения, согласно которым поставщик берет на себя обязанности по продаже своего товара и урегулированию услуг транспортировки электроэнергии до границы раздела с конкретным по-требителем. 2-й вид договора - договор купли-продажи, согласно которому гарантирующий поставщик возьмет на себя обязательство продать определенное количество электроэнергии, но не возьмет обязательств по ее транспортировке. Условия договоров зависят от того, в какое время заключается договор. Если потребитель обратится в течение года, когда уже утверждены тарифы, сформированы для поставщика расходная и доходная части, то вносить в план дополнительные затраты по транспортировке невозможно.
Однозначно, что для того, чтобы заключить договор, нужно иметь присоединенную сеть. Если сети нет, то это проблема самого потребителя. Он должен получить техусловия и точку присоединения. Так было всегда.
По новым правилам гарантирующий поставщик - это ключевой элемент розничного рынка электроэнергии. Он обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах его зоны деятельности.
Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.
С 1 сентября 2006 г., сразу после вступления в силу правил розничного рынка электроэнергии, ОАО "Камчатск-энерго" приобрело статус гарантирующего поставщика на территории Камчатской области в границах Центрального энергоузла, где до этого за энергокомпанией официально был закреплен сбыт электрической энергии.
Оплата - только в полном объеме!
- В условиях рынка многократно повышается ответственность покупателя за исполнение своих обязанностей по договору, например, в части своевременной оплаты товара. Сегодня, как известно, далеко не все потребители (особенно бытовые) честны в этом отношении. Ужесточится ли контроль за оплатой?
- Пункт 71 Правил розничного рынка гласит: "В целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения покупателем должен быть обеспечен учет электроэнергии". Это значит, что прежде, чем обратиться и потребовать с энергоснабжающей организации поставку ее товара, потребитель обязан позаботиться о наличии приборов учета. Это первое. Второе - в Правилах четко определено, что жилищные организации должны производить расчет и покупать электроэнергию как товар на границе раздела с сетевой организацией и продавать эту энергию уже как коммунальную услугу квартиросъемщикам. У управляющей компании или другой жилищной организации, в свою очередь, должны быть договоры с квартиросъемщиками на оказание коммунальных услуг. А дальше эти компании должны или сами оказывать эти услуги по внутридомовым сетям или кому-то это делегировать.
Новые правила розничного рынка электроэнергии дают Гарантирующему поставщику право на прием оплаты от населения. Также четко описаны правила введения частичного или полного ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе, по причине нарушения потребителями порядка оплаты электроэнергии. Приведу конкретный пример. В Петропавловске на ул. Бонивура есть дом N 11, жильцы которого избрали способ управления - общее собрание. 307-е постановление Правительства четко определяет, что при такой форме управления жильцы должны заключить договор по границе раздела с сетевой организацией и всю ответственность по содержанию внутридомовых сетей обязаны нести сами собственники жилья.
Всем жильцам было предложено заключить договоры, но сделало это всего несколько квартир, но даже при этом за электроэнергию платят единицы. Причем только по показателям своего квартирного счетчика, не оплачивая внутридомовые нужды. В связи с этим, Энергосбыт вынужден был прекратить подачу электроэнергии потребителям, не имеющим договоров. Вся электроэнергия, которая сегодня пришла к вам в дом, должна оплачиваться в полном объеме - это аксиома.
Кто должен платить за лампочку в подъезде?
- Что входит в понятие внутридомовые нужды?
- Освещение лестничных клеток и подвалов. Если есть лифты, то и они. Учет потребления на такие нужды должны вести общедомовые приборы учета, которые должны быть в каждом доме. Но на большей части жилого фонда их просто уничтожили.
Новые нормативные документы Правительства РФ обуславливают и новые взаимоотношения между энергокомпанией и потребителями. Уже наступило время, когда каждый жилец обязан знать и считать, сколько электроэнергии уходит на эти нужды, и сколько за это надо платить.
- Как можно определить, кто и сколько должен заплатить конкретно?
- Постановление дает такую формулу - потребление по общему прибору учета делится на сумму потребления по квартирным счетчикам, потом выводится коэффициент на внутридомовые нужды. Показания квартирного счетчика умножаются на этот коэффициент, и только тогда определяется сумма по которой вся электроэнергия будет оплачена. Но для этого у каждого жильца должен быть договор с управляющей организацией. А управляющая организация должна определиться, в каком виде и как производить плату за общедомовые нужды. Обязанность гарантирующего поставщика - поставить товар в жилой дом до распределительного щита. Обязанность жильцов - за него платить.
- Но если все так очевидно, почему существует проблема?
- Потому что в домах нет общих приборов учета. И потому что население занимается хищением электроэнергии. Удивительно, но недоплату 30% электроэнергии мы фиксируем даже в новых домах (например, на ул. Флотской), где квартиры куплены по дорогой цене состоятельными людьми. Неоплаченная по квартирным счетчикам электроэнергия и неоплаченное внутридомовое потребление доходит до 70 % всего потребления. Сегодня жилищные организации де-юре обязаны оплачивать всю электроэнергию по общеголовному прибору учета и по закону несут ответственность за нарушение обязательств, но де-факто мы вынуждены в судебных инстанциях отстаивать и доказывать свое законное право на получение в полном объеме оплаты за отпущенную товарную продукцию.
- Изменения на розничном рынке электроэнергии прежде всего касаются юридических лиц. Эту группу потребителей интересуют полномочия гарантирующего поставщика, нужно ли перезаключать договоры, с кого теперь спрашивать за качество поставок электроэнергии?
- За качество энергоснабжения отвечает та сбытовая компания, с которой у потребителя заключен договор электроснабжения.
Сейчас у нас проходит договорная компания, и в ближайшее время, мы будем активно работать с каждым потребителем, с тем, чтобы в договоре мы смогли учесть и соблюсти интересы обеих договаривающихся сторон. Ведь после подписания договор станет тем регламентирующим и основополагающим документом, по которому мы будем работать с нашим клиентом в новых условиях розничного рынка. В ближайшее время каждый наш потребитель получит проект договора или предложения по изменению к существующему.
Смотрите также:
- Приборы учета электроэнергии попали под удар →
- Прокуратура против энергетиков →
- Киловатт-час выходит на рынок →