О. Кожемяко: "Построим дорогу - будем жить!"

   
   

На прошлой неделе губернатор Корякии Олег Кожемяко вернулся из Ярославля, где принимал участие в выездном заседании президиума Госсовета под председательством президента РФ В. Путина. Основной темой совещания стала проблема дорожного строительства в регионах России.

По словам О. Кожемяко, в процессе обсуждения самого важного вопроса - финансирования ремонта и строительства дорог - участники высказали немало конструктивных предложений, которые более всего соответствуют духу времени и нынешним принципам экономической политики. В частности, участники заседания признали, что для развития дорожной сети страны необходимо привлекать инвесторов путем создания крупных дорожно-строительных холдингов, которые бы обслуживали дороги на основе долговременных договоров. Либо нужно мобилизовать средства промышленных предприятий, заинтересованных в развитой транспортной инфраструктуре регионов для успешного ведения собственного бизнеса.

"На совещании говорилось о том, что наименее плотная сеть дорог - в Сибири и на Дальнем Востоке, в то время как именно эта часть страны располагает богатейшими природными ресурсами", - отметил О. Кожемяко. В подтверждение губернатор Корякской автономии представил президиуму Госсовета уникальный проект по строительству магистральной автомобильной дороги, соединяющей морские порты Петропавловска-Камчатского, Анадыря и Магадана. Три соседних региона (а это более полутора миллионов квадратных километров) смогли бы иметь круглогодичное автомобильное сообщение друг с другом и с Большой землей. Но главное - реализация этого проекта предоставляет исключительные возможности для освоения месторождений полезных ископаемых на шельфе и на суше. Золото, платина, цветные металлы, нефть и газ - наличие гигантских запасов месторождений в регионе подтверждается проводимыми геологоразведочными исследованиями. Объем извлекаемых энергетических ресурсов на данных территориях оценивается в 2,6-3,2 млрд тонн условного топлива!

По подсчетам специалистов, высокая рентабельность работ по промышленному освоению недр позволит окупить предлагаемый проект в течение 15 лет. При этом затраты составят порядка 60 миллиардов рублей, а на осуществление строительства уйдет не более восьми лет. (Для сравнения: в среднем по дорожно-строительной отрасли показатель окупаемости составляет 20-25 лет). Извлекаемая ценность в течение 50 лет: твердых полезных ископаемых - 2,9 трлн. рублей, нефти и газа - 20,5 трлн рублей.

Проект вызвал живой интерес у присутствующих. Так, министр транспорта РФ

И. Левитин предложил привлечь к строительству автодороги тех самых частных инвесторов, которые занимаются разработкой недр на Камчатском полуострове. Они, по мнению министра, могли бы участвовать в проекте на паритетных началах с государством. То же касается региональной власти, а также представителей крупного бизнеса Магаданской области и Чукотского автономного округа - будущих пользователей магистральной автодороги. О. Кожемяко считает, что целесообразно начать строительство с автозимника "Анавгай - Палана" протяженностью 435 км, придать ему статус федерального и считать первой очередью магистральной автомобильной дороги. При условии полного финансирования данного участка - около 16 млрд рублей - ввод автозимника в эксплуатацию возможен уже через три года.

В целом завершение строительства автомагистрали позволит ускорить разведку и начать добычу полезных ископаемых, что приведет к улучшению социально-экономических показателей в регионе. Например, при развитой транспортной инфраструктуре только в Камчатском крае к 2015 году добыча золота и платины может составить 20 тонн, никеля - 10 тыс. тонн, угля - 300 тыс. тонн.

"Проект имеет не только важное социально-экономическое, но и стратегическое значение, - отметил Олег Кожемяко. - Круглогодичное сообщение между незамерзающим Петропавловском и портами соседних субъектов, связь с материком дадут новый импульс развитию отдаленных территорий. "Медвежьих углов" не будет, ведь там, где дорога, есть жизнь!"

Смотрите также: