Замечая парящих под облаками парапланеристов, одни восхищаются их красотой и смелостью, другие тут же хотят повторить, а третьи сомневаются в разумности таких полётов. Так кто они – профессиональные спортсмены или ловцы адреналина? Законопослушные граждане или нарушители порядка?
О действующих правилах, современном развитии сверхлёгкой авиации и закоренелых небесных стереотипах рассказал председатель Региональной общественной организации «Камчатская краевая Федерация спорта сверхлёгкой авиации» Тарас Колотилин.
Не ради себя
Высота манила Тараса с детства – говорит, тогда многие мальчишки мечтали стать космонавтами или лётчиками. И хотя фантазии о романтизированных профессиях остались в далёком прошлом, свою мечту о небе он исполнил – стал парапланеристом, совершив первый самостоятельный полёт в 2015 году.
– Сначала долго не решался, потом несколько лет готовился, – делится Тарас. – Это ведь дело серьёзное, нельзя просто так взять и полететь. Важны как теоретические, так и практические знания. Чтобы заниматься парапланерным спортом, необходимо много читать, знать физику, быть готовым всегда учиться и общаться со знающими людьми.
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: В Камчатском крае хорошие условия для развития парапланеризма?
Тарас Колотилин: Да, у нас летают аж с 1989 года. Кроме того, в нашем регионе есть возможность заниматься парапланеризмом круглогодично. Камчатка вообще уникальна тем, что здесь доступен практически любой спорт – возможностей уйма. Можно летать, заниматься водными видами спорта, кататься на горных лыжах, сноуборде, снегоходе.
Парапланеризм – это профессиональный спорт, но из-за сложившихся стереотипов люди сравнительно недавно начали убеждаться в его законности, интересоваться развитием, ходить на соревнования. Среди нас ведь есть и кандидаты в мастера спорта, и разрядники. Хотя, честно говоря, я считаю, что подобные достижения – это не главное. Безусловно, развитие необходимо, но оно должно быть здоровым. Если же человек начинает гнаться только за наградами, он рискует потерять контроль над собой, а это может привести к печальным последствиям. Рисковать ради того, чтобы что-то кому-то доказать или собрать побольше лайков на личной страничке в социальной сети – это не спорт.
А условия для обучения и полётов на полуострове такие, каких больше в России нет. Наша Мишенная сопка в Петропавловске – это круглогодичная роза ветров, всё чётко и жёстко, давно облётано. И мы сотрудничаем с Камчатским центром по регулированию воздушного движения, Росавиацией – региональное управление поддерживает нас.
Разбор полётов
– Этим летом местного парапланериста оштрафовали за несанкционированный полёт с пассажиром в феврале. Сегодня такие услуги популярны – многие мечтают полетать в тандеме. Выходит, это незаконно?
Конечно, пока подобная деятельность незаконна, но и формулировка «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей» в статье 238 Уголовного кодекса РФ, на мой взгляд, весьма расплывчата. Кто-нибудь сегодня запрещает конные прогулки, например? Мы стремимся вывести парапланеризм на профессиональный уровень, а когда нас выставляют чуть ли не социально опасными элементами, в обществе только утверждаются стереотипы, не имеющие ничего общего с реальным положением дел.
Никакого экстрима
– Есть мнение – чтобы победить фобию, необходимо столкнуться с ней лицом к лицу. Вы бы посоветовали тем, кто боится высоты, заняться парапланерным спортом?
– В принципе, согласен с такой позицией. Вы знаете, когда рождается страх высоты? В детстве. Мы можем бояться темноты, потому что нас когда-то напугали бабайкой какой-нибудь. И это всех фобий касается.
Вообще, клин клином вышибают. Поэтому – почему бы не попробовать. Я знаю девушку, которая раньше боялась высоты до жути – не могла на край возвышенности подойти, даже дома спокойно с пятого этажа в окошко посмотреть было страшно. А потом рискнула и узнала, что такое 300 свободных метров под ногами. Ощутила свободу, увидела, насколько это красиво. В таких случаях не нужно на чём-то концентрироваться и зажмуривать глаза. Всё, страх уходит. Да и боимся-то мы обычно не высоты или темноты, а неизвестности.
Хотя страхи – тема непростая. Я, честно говоря, боюсь летать на самолётах. Это многих удивляет, но я ни от кого не скрываю. Нет, я, конечно, не до потери сознания боюсь, но, скажем так, чувствую себя на борту воздушного судна неуютно. Прекрасно знаю, как устроен самолёт, и как им управляют. Наверное, меня немного волнует то, что я не управляю ситуацией.
Когда об этой моей особенности узнают, обычно говорят: «Уму непостижимо! В открытом пространстве – буквально на тряпке лететь не боишься, а в самолёте, где можно спокойно поспать и поесть – волнуешься».
– Да, ведь всё-таки полёты на параплане больше для смельчаков, наверное…
– Я не люблю, когда парапланеризм называют экстремальным видом спорта. Многих пугает именно небо, все часто вздыхают: «Ой, как высоко! Мало ли, что может случиться». В то же время все летают в отпуск на самолётах, не задумываясь о том, сколько внештатных ситуаций может произойти. Много у нас и любителей зимних видов спорта, во время занятий которыми тоже что-то может случиться. Если всё время об этом думать, то тогда стоит всего бояться.
Даже непредвиденные ситуации у нас решаемы. Мы знаем законы физики, можем обойти препятствия, а в случае крайней необходимости задействовать запасной парашют. Всем давно известно, что авиационный транспорт самый безопасный, и мы – не исключение из правил. Просто люди не осознают, что полёт управляем. У нас есть газ, тормоз, повороты влево и вправо, режим парашютирования. Пока обывательские мысли перевешивают, некоторые думают, что спортсмена может унести, или он постоянно рискует задеть что-то ногами. На самом же деле, воспарив в небо, ты автоматически контролируешь ситуацию, применяя необходимые знания и навыки. Действуя аккуратно и правильно, в небе можно жить, а не выживать.