aif.ru counter
533

Небесные поводыри. Кто ведёт самолёты верным курсом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. «АиФ-Камчатка» 17/10/2018
Авиадиспетчерам никто мешать не может.
Авиадиспетчерам никто мешать не может. © / Камчатаэронавигация

О профессии авиадиспетчера известно не так много: они не красуются на рекламных постерах авиакомпаний рядом с подтянутыми бордпроводницами, не купаются в шквале апплодисментов в конце полёта, а их работа почти не заметна пассажирам.

Но без авиадиспетчеров не состоится ни одно воздушное путешествие, даже самое краткосрочное. И 20 октября эти люди со стальными нервами отмечают свой профессиональный праздник. Почему так важно, чтобы командиры воздушных судов слышали диспетчеров, находящихся за сотни километров от них на земле, рассказывает начальник Петропавловск-Камчатского районного центра единой системы организации воздушного пространства филиала «Камчатаэронавигация» Сергей Бутаков.

Незримые помощники

Сам Сергей Владимирович только 3 года назад пересел из кресла авиадиспетчера в кабинет руководителя. И о профессии небесного поводыря говорит с восхищением: шутка ли, некоторым его коллегам в крупных аэропортах удаётся одновременно вести до 30 самолётов в час. Хотя учёные умы утверждают, что человек может сопровождать взглядом не более семи объектов, но, видимо, авиадиспетчеры – исключение.

- Я – классический потомственный авиатор – мой папа, в своё время, был бортмехаником вертолёта «Ми-8». Ну а я, конечно, всё детство торчал на аэродроме, поэтому выбор профессии был для меня предопределён, – вспоминает Сергей Владимирович. – Окончил Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации и вернулся на Камчатку, на должность диспетчера по управлению воздушным движением. Свою профессиональную деятельность начал в Усть-Большерецком вспомогательном районном центре, там был диспетчерский пункт, который осуществлял обеспечение полётов в своём районе ответственности. Работы хватало – в те времена на западе края воздушное движение было очень плотным. Вот мы и регулировали воздушное движение, ведь без наших чётких и уверенных рекомендаций пилоты в небе между собой «не разберутся».

Ольга Хохлова, kamchatka.aif.ru: А свою первую смену помните?

Сергей Бутаков: Вы спросили, и я только сейчас задумался, что в самолёте, который я сопровождал в первую рабочую смену, летели мои родители из Хабаровска. Конечно, чувствовал ответственность и напряжение. Но все эмоции авиадиспетчер должен оставлять за пределами рабочего места, иначе профессионально выгорит очень быстро.

Под зорким приглядом

Кстати, не стоит думать, что у камчатских авиадиспетчеров работы немного из-за крупного елизовского аэропорта. В воздушном пространстве нашего края выполняют полёты российские и иностранные авиакомпании, воздушные суда государственной и экспериментальной авиации. Также выполняются чартерные рейсы, рейсы бизнес-авиации иностранных авиакомпаний с посадкой в главном камчатском аэропорту. Он, кстати, является и запасным для воздушных судов иностранных авиакомпаний, круглосуточно выполняющих полёты по трекам над Тихим океаном. Прибавьте к этому ежедневную организацию полётов по внутренним авиалиниям, постоянную опасность выброса вулканического пепла, сильнейшие циклоны, и вы поймёте, насколько трудна работа камчатских воздушных постовых.

На плечах каждого авиадиспетчера - ответственность за сотни человеческих жизней.
На плечах каждого авиадиспетчера - ответственность за сотни человеческих жизней. Фото: Камчатаэронавигация

Несколько лет назад авиадиспетчеры «Камчатаэронавигации» переехали в новое комфортабельное здание, из которого и контролируют небо над полуостровом. Но что происходит в стенах бело-синей елизовской вышки посетителям аэропорта остаётся только догадываться, ведь на режимный объект без специального пропуска не попасть. Посторонним здесь, действительно, делать нечего – любая невнимательность авиадиспетчера может стоить очень дорого. Поэтому частое чередование труда и отдыха – одно из важнейших правил. После каждого часа работы полагается 20-минутный отдых. И даже если диспетчер говорит, что не устал – его всё равно отправят.

- Конечно, без современной аппаратуры работать было бы гораздо сложнее. Несколько лет назад на смену старым индикаторам воздушной обстановки пришли современные мониторы, на которые можно смотреть с любого угла, – рассказывает Сергей Бутаков. – Обновлённая система полностью автоматизирована и закольцована – то есть любое действие диспетчера старта тут же отобразиться у диспетчера, который поведёт самолёт на большой высоте.

И всё же главная составляющая безопасности любого полёта – это профессионализм авиадиспетчера. Профессионализм и отменное здоровье: медкомиссии у небесных постовых такие же строгие, как у пилотов. Каждая рабочая смена авиадиспетчера начинается с обязательного медконтроля, потому что, выходя на дежурство, они должны быть абсолютно здоровы. Дальше – техническая учёба, изучение новых документов, правил. Затем – инструктаж от руководителя полётов, который рассказывает своим подчинённым о синоптической обстановке, состоянии аэродромов, запретах и ограничениях. Только после соблюдения всех инструкций авиадиспетчер может приступить к работе. И это не «перестраховка», ведь на плечах каждого из них – ответственность за сотни человеческих жизней.

109 сотрудников работают в службе движения.
109 сотрудников работают в службе движения. Фото: Камчатаэронавигация

- Сергей Владимирович, Камчатка находится далеко, и перелёты сюда достаточно длительные. Вот, например, рейс на Москву ведёт один авиадиспетчер все девять часов полёта?

- Конечно, нет. Наша работа требует максимальной концентрации, а сохранить её на протяжении многих часов без перерыва невозможно. У каждого диспетчера своя зона ответственности: кто-то отвечает за запуск двигателя и набор минимальной высоты, следующий – за определённый участок пути и так до самого Шереметьево, до момента остановки двигателей. Ни одно воздушное судно не остаётся без зоркого пригляда авиадиспетчера. Эта система отточена десятками лет, и никаких исключений здесь быть не может.

Влюблённые в небо

- Пилоты с вами не спорят?

- Споры в эфире ни к чему хорошему не приводят. Это понимают и диспетчеры, и пилоты. Слово диспетчера в эфире – закон. Наши указания выполняются беспрекословно, и любые вольности запрещены. Есть десятки должностных инструкций, которые чётко регламентируют всё, что говорят в эфире диспетчер и пилот. Даже если экипаж воздушного судна по каким-то причинам не может выполнить требования диспетчера, он обязан об этом сообщить. Кстати, каждый наш специалист обязан очень хорошо знать английский язык, и авиадиспетчеры обязаны поддерживать свой высокий языковой уровень.

Кроме того, важно, чтобы в диалоге «диспетчер-пилот» не было никаких двусмысленных слов. Всё чётко, разборчиво, уверенно. И всё же мы люди, а не машины, поэтому и здороваемся с пилотами, и благодарим их, и желаем хорошего пути. Некоторых из них я знаю лично, но большинство имён ребят мне незнакомы, но даже в этой ситуации они должны быть уверены, что на нас можно положиться в критической ситуации.

- А какими, по-вашему, личностными качествами должен обладать хороший авиадиспетчер?

- Стрессоустойчивость, спокойствие, способность здраво мыслить и умение принимать правильные решения в условиях дефицита времени. Не обойтись без способности концентрировать внимание, дисциплинированности. Для нас любая ситуация – штатная, хотя они и меняются очень быстро: то погода раскапризничается, то вулканы пепловыми выбросами сюрпризов подкинут. У каждого воздушного судна свои размеры, скорость, технические характеристики, и каждое из них нужно «разрулить». Так что у авиадиспетчера работа напряжённая, но очень интересная.

У каждого диспетчера своя зона ответственности.
У каждого диспетчера своя зона ответственности. Фото: Камчатаэронавигация

- Какие преференции положены за такую напряжённость?

- У нас достойная заработная плата, санаторно-курортное лечение, ранний выход на заслуженный отдых. Молодые люди, кстати, в нашу профессию идут охотно: в России всего три вуза готовят авиадиспетчеров, и желающих поступить всегда предостаточно. «Камчатаэронавигация» готовит для себя сотрудников ещё со школьной скамьи: мы заключаем договоры с вузом на целевое обучение студентов и после получения диплома приглашаем их в наш коллектив.

Кстати, в службе движения Петропавловск-Камчатского филиала «Камчатаэронавигация» трудятся 109 сотрудников, и 18 из них – женщины. Так что представительницы прекрасного пола тоже уверенно держат камчатское небо на хрупких плечах. И у них это отлично получается.

- Вы так много знаете об обеспечении безопасности полётов. А сами летать не боитесь?

- Нет, уверенно чувствую себя как в кресле авиадиспетчера, так и в кресле пассажира воздушного судна. Одна авиакомпания в своём журнале целую статью посвятила звукам, которые могут раздаваться на борту самолёта во время полёта, и которых не стоит пугаться. А мне всё понятно и без статей, поэтому летаю я с удовольствием. Знаю, что на земле наш самолёт ведут люди, влюблённые в небо, на профессионализм которых можно положиться.

Ни одно воздушное судно не остаётся без зоркого пригляда авиадиспетчера.
Ни одно воздушное судно не остаётся без зоркого пригляда авиадиспетчера. Фото: Камчатаэронавигация

Руководство ФГУП Госкорпорации по организации воздушного движения филиала «Камчатаэронавигация» сердечно и искренне поздравляет своих сотрудников, коллег, а также ветеранов отрасли с профессиональным праздником – Днём авиадиспетчера! От всей души желает им крепкого здоровья, успехов, семейного благополучия и всех земных благ!

Справка
Ежедневно в воздушном пространстве Камчатки выполняют полёты более 50 российских и иностранных авиакомпаний.

Ольга Хохлова

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах