Примерное время чтения: 8 минут
772

Куда уплывают бюджетные миллиарды

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. «АиФ-Камчатка» 09/07/2014
Тот самый «Ительмен», который сегодня называется «Василий Завойко».
Тот самый «Ительмен», который сегодня называется «Василий Завойко». АиФ

На днях было объявлено, что в Эссо завершается строительство крупнейшей на Камчатке школы.

Рапортуя об этом, чиновники, похоже, не подумали, что новость выглядит, мягко говоря, несуразно. Зачем строить крупнейшую школу в селе, где проживает чуть больше двух тысяч человек? На строительство этого учебного заведения потратили примерно 800 млн бюджетных рублей.

Мегашкола в Эссо — не первый сомнительный проект краевых властей. Журналисты «АиФ-Камчатка» нашли целую россыпь сообщений о странных достижениях наших начальников. Сегодня мы вспомним лишь о некоторых из них.

Школа в Эссо. Фото: Пресс-служба правительства Камчатского края

«Василий-второй»

Две цитаты с сайта краевого правительства:

«Грузопассажирское судно «Василий Завойко» свой первый рейс на север Камчатки совершит уже этой осенью»…

«Новое грузопассажирское судно «Василий Завойко» совершит первый рейс ко дню рождения Камчатского края»...

Эти сообщения на первый взгляд очень похожи друг на друга. Хотя разница между ними на самом деле существенная. Одна цитата датируется апрелем 2012 года, другая — июнем 2014-го. Да и речь в новостях идёт о двух разных кораблях. Просто названия у них одинаковые.

Первый, как утверждалось, создавался по уникальному проекту на верфи китайского Даляня. Но судно не достроили. Сотрудничество камчатцев с китайцами завершилось коррупционным скандалом, в результате которого за решётку на 5 лет загремел краевой министр транспорта Владимир Силюков. Бюджет региона, как установил суд, потерял 100 млн руб.

Камчатские чиновники, однако, не отчаялись. Имя адмирала Василия Завойко присвоили другому судну, которое, как сообщалось, сможет перевозить 34 пассажира и 200 т грузов. Именно его торжественно отправили в технический рейс 1 июля 2014 года — в день рождения края. Этот «Василий Завойко» обошёлся казне в 260 млн. Много это или мало? Специалисты говорят — запредельно.

«Судно не соответствует санитарным правилам. В нём не хватает площадей для экипажа и пассажиров, отсутствует необходимое количество туалетов, нет лазарета, каюты для врача и много чего ещё. Эксплуатировать его по назначению не представляется возможным. Я думаю, что в рейс с 34 пассажирами оно никогда не выйдет», — говорит капитан с многолетним стажем Виктор КАРПОВ.

Виктор Иванович оказался в курсе истории создания «Василия Завойко — 2». По словам капитана, несколько лет назад один из местных предпринимателей начал строить судно под названием «Ительмен». Чтобы сэкономить, он попытался использовать в производстве уже готовый корпус теплохода-площадки (так именуют корабли без трюмов). Однако фокус не удался. Тогда коммерсант решил продать свой недоделанный «лайнер». А краевое правительство согласилось его купить.

За «Ительмена», перекрашенного в «Василия Завойко», выложили сумму, на которую можно построить как минимум два таких парохода. Вернее, тихохода. Крейсерская скорость «Василия-второго» — 11 узлов. Это примерно 20 км в час. Корабли с подобными техническими параметрами считались устаревшими ещё полвека назад. Но чиновников это не смутило, бюджет края «полегчал» на четверть миллиарда рублей…

Уникальные баржи

Цитата с сайта краевого правительства:

«За счёт строительства 4-х самоходных барж «Сосновка» практически полностью решена проблема доставки грузов в отдалённые посёлки»...

Выход на морскую линию первых двух барж типа «Сосновка» власти анонсировали в июне 2012 года. Чиновники говорили, что эти суда созданы по уникальному проекту специально для Камчатки и способны разгружаться даже на необорудованном берегу.

«Учитывая, что транспортная логистика составляет до 30 % стоимости продуктов питания, цены в магазинах тех населённых пунктов, куда совершают рейсы баржи, должны быть снижены как минимум на 15 %», — заявил краевой министр территориального развития Сергей ЛЕБЕДЕВ. И добавил, что уже порекомендовал главам муниципалитетов обсудить с предпринимателями вопросы снижения цен.

Со времени этого заявления прошло два года. Цены в сельских магазинах не снизились, а подросли. Об уникальных баржах начальники Камчатки вспоминают теперь нечасто. Понять их можно. «Сосновки» оказались хороши в проектах, а на деле проявили себя иначе. По нашим данным, они оказались абсолютно не окупаемы. Только за доставку четырёх судов на Камчатку заплатили чуть ли не 80 млн руб. А всего их стоимость перевалила за миллиард. На эти деньги можно было приобрести четыре настоящих морских теплохода неограниченного района плавания в десять раз большей грузоподъёмности. Но чиновники почему-то остановили свой выбор на баржах, содержание которых требует постоянных дотаций. Впрочем, и это ещё полбеды.

Погибшие суда. Фото: АиФ / Дарья Антонычева

«У барж нет грузовых трюмов. По размещённым на них грузам во время рейсов гуляют волны. Возить продукты на «сосновках» — нельзя. Выкатывать технику на необорудованный берег эти суда, как выяснилось, тоже не в состоянии. При первом касании о грунт в условиях волнения на прибрежной зыби они повредят винто-рулевые колонки и выйдут из строя», — говорит Виктор Карпов.

Таким образом, «сосновики» не только не решили проблему доставки продовольствия в северные посёлки, а скорее, стали обузой для краевого бюджетаГоскомпания, которая занимается эксплуатацией барж (её возглавляет супруг вице-губернатора Ирины Унтиловой), по некоторой информации, находится сейчас на грани разорения.

Воздушные подушки

Цитата с сайта краевого правительства:

«С помощью «Арктики» мы наладим связь между краевой столицей и посёлком Рыбачий. Этот пассажирский маршрут будет удобен для горожан, ведь время в пути будет всего 15—20 минут. А это как минимум вдвое быстрее, чем на автобусе или автомобиле»...

Два судна на воздушной подушке «Арктика-2 ДК» завезли на Камчатку в январе прошлого года. Комментаторы тогда с восторгом описывали технические возможности амфибий, которые могут передвигаться и по земле, и по морю. Однако в Вилючинске амфибий так и не дождались. Они, как выяснилось, плохо переносят даже небольшие волны, поэтому возить на них пассажиров через бухту небезопасно. Суда отправили на север Камчатки, но и там они не особенно пригодились. Оказалось, что «арктики» боятся не только качки, но и солёной воды.

«По техническим условиям подводную часть этих судов надо ежедневно промывать пресной водой под напором, во избежание коррозии механизмов. Кроме этого, они не могут работать на ледяных неровностях, таёжных кочках и, разумеется, на сопках», — говорит Карпов.

Уже на Камчатке проявилась ещё одна особенность «арктик». Они издают такой рёв, будто это не амфибии, а реактивные истребители. Страшные звуки не только отпугивают пассажиров, но и не позволяют судам получить санитарные свидетельства. По словам Карпова, не имеют «арктики» и удостоверения Регистра «о годности к плаванию». Поэтому жителям города подводников придётся, как и раньше, добираться до краевого центра автотранспортом — это хоть и дольше, зато комфортней и безопаснее.

Приливы и отливы

Список странных камчатских проектов можно продолжать. В Петропавловске, например, некоторые дома, признанные непригодными для проживания, почему-то включают в программы капремонта, сотни миллионов рублей ежегодно закатывают в асфальт, который по весне «тает» вместе со снегом. Но всё это мелочи по сравнению с инвестициями, ушедшими на преобразования в энергетике. Затевались они для того, чтобы снизить энерготариф. За 15 лет ветер энергетических перемен развеял несколько миллиардов долларов. Соответственно и тариф вырос в несколько раз.

Однако прожектёров всё это, похоже, не расстраивает. Они генерируют новые идеи. Электроэнергию теперь собираются добывать с помощью приливов и отливов Пенжинской губы. Чтобы реализовать этот замысел, придётся перекопать водоём размером с небольшое море. Учитывая, что рядом с губой никто не живёт, электричество предлагают «закачивать» в аккумуляторы. Камчатская делегация в поисках инвестиций на строительство приливной станции уже съездила в Южную Корею. Дураков, простите, инвесторов, там, естественно, не нашлось. Но командировку чиновники всё равно признали успешной...

К слову, работа по осваиванию государственных средств на Камчатке оплачивается достойно. Проект под названием «власть» тоже недёшев: средняя зарплата региональных чиновников — около 100 тыс. руб. в месяц.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах