Примерное время чтения: 7 минут
3250

Аутизм - столетняя загадка для врачей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. «АиФ-Камчатка» 07/10/2014

Аутизм известен человечеству, начиная с конца XIX века, когда появились отдельные упоминания о детях со стремлением к уходу и одиночеству.

Минуло более ста лет, но ранний детский аутизм (РДА), как особое состояние с нарушениями общения, речи и моторики, до сих пор остаётся загадкой для специалистов, не говоря уже о рядовых людях.

О проблемах, связанных с появлением в семье необычного ребёнка, корреспондент «АиФ-Камчатка» поговорил с клиническим психологом Камчатского краевого психоневрологического диспансера Ольгой Яковлевой.

Внутренние правила

– Что же это за состояние такое — аутизм?

– На поверхности ответа нет. Детский аутизм определяется ранним появлением симптомов в трёх областях: социальные нарушения, нарушения общения, ограниченные и повторяющиеся действия и интересы.

Справка
Медикаментов со специфическим действием именно на синдром РДА не существует. Однако медикаментозная терапия, как часть комплексной психолого-педагогической коррекционной тактики, облегчает такую коррекцию, способствует снятию тревоги, страха психомоторного возбуждения. Образно говоря, лекарственная «подушка» делает аутичного ребёнка более доступным к воспитанию и обучению.
 Самое приемлемое объяснение: ребёнок погружён в свой внутренний мир и как бы не замечает, что происходит извне. И не потому, что нарушен мозг! Это большая ошибка — считать детей, больных аутизмом, умственно отсталыми. Просто они занимаются только тем, что для них актуально. И говорят только о том, что интересно им, независимо, интересно это собеседнику или нет. Если аутист вообще говорит! Коммуникативная функция речи западает, как поломанный выключатель. Хотя потенциал — пассивный словарный запас — у человека может быть достаточно высок.

Понимаете, аутист не улавливает социальных нюансов. Он отчуждён, и даже если социальные интересы впоследствии развиваются (по статистике — это не более 50 % аутичных детей), проблемы с социальной отзывчивостью, взаимностью и способностью к сочувствию у них остаются. И, соответственно, ограничена способность приобретать близких друзей. Примерно 30 % аутистов так никогда и не осваивают полезную речь. У остальных развитие в этой части, как правило, значительно задержано. Характерно «попугайничание» — повторение слов или фраз, инверсия местоимений (например, «ты» вместо «я»), выдуманные слова (неологизмы), а также опора на клише и повторные вопросы. Речь монотонна и используется в основном для того, чтобы требовать разные вещи или говорить о своих увлечениях.

Таким детям плохо удаётся распознавать чувства других людей и соответственно на них реагировать. Хотя привязанность к родителям не редкость, и ребёнок может быть ласковым. Но инициатором объятий он должен быть сам, а не принимать объятия от родителей. Общения со сверстниками очень ограниченны, и все социальные взаимодействия осуществляются у аутичного ребёнка только по его правилам! Ещё для них важна ритуальность. Например, сначала три раза обойти вокруг стола и только потом сесть за него. Или похлопать в ладоши прежде, чем заняться чем-то определённым. За счёт этого аутист снимает внутреннюю тревожность.

Цифры и куклы

– В голливудском фильме «Человек дождя» аутист, прекрасно сыгранный Дастином Хоффманом, в социальном плане был беспомощен, но запоминал всё, увиденное однажды, и мог оперировать любыми числами. Известными аутистами считаются Моцарт, Эйнштейн, Билл Гейтс, наш математик Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре…

– Да, у таких людей действительно часто проявляются необычные способности, например, в математике. Они играют цифрами, как обычные дети — куклами! Я знаю трёхлетнего ребёнка-аутиста, который легко оперирует цифрами до ста, но при этом у него совершенно не развита речь!

Это могут быть люди с богатым внутренним миром, но — закрытым от посторонних. Такова деформация характера аутиста — общение с другими доставляет ему дискомфорт. Перельман ведь так и не забрал премиальный миллион долларов — ему это не нужно. Ехать, получать стресс от общения с другими людьми... Он занимается тем, что интересно, — математикой.

У меня есть знакомые, в семьях которых, к примеру, ребёнок-аутист обладает потрясающей интуицией. Мама прячет от него то, что ему нельзя. Но тот всё равно находит! Другой аутист занимался трейдом — биржевыми торгами. И входил в десятку лучших! Там ведь тоже цифровой ряд. Но для того, чтобы развиваться, ребёнку нужно дать инструмент! При этом «выстреливает» какая-то одна функция: письмо, чтение, счёт, рисование, любая другая прикладная область — угадать трудно. Практически всем аутистам интересно заниматься на компьютере — но тогда их трудно от него оторвать, можно сформировать зависимость. А оторвёшь — получишь вспышки агрессии.

Есть аутисты, которые занимаются паралимпийскими видами спорта, достигая при этом высоких результатов. Так что в семье, где растёт такой ребёнок, к нему нужно присматриваться очень внимательно.

– Как правильно вести себя родителям?

– Такие семьи отличаются особой ранимостью. А некоторые родители воспринимают болезнь ребёнка вообще как катастрофу, в которой обвиняют себя. Но никаких оснований для самообвинений нет: такое может произойти в любой семье! И не нужно нести это заболевание по жизни как флаг, смещая акценты лишь в сторону интересов ребёнка — мир не крутится возле него одного. Всё взаимосвязано! Конечно, необходимы систематические визиты к специалистам, на тренинги и терапию. Но если мама постоянно «накручена», ребёнок тоже в состоянии тревоги. Поэтому семья должна жить органично.

Да, с ребёнком бывает тяжело — он эмоционально холоден, неохотно идёт на ласку. Эмоции у него внутри — там ядерная фабрика! И внешние проявления иногда бывают очень резкими. Тем не менее для аутиста важно, чтобы его воспринимали и любили. А любить, не получая в ответ почти ничего, тяжело. Поэтому только правильная установка родителей, их личный труд совместно с грамотными специалистами принесут положительный результат.

Волшебное средство

– Каков же механизм помощи таким детям?

– С этой категорией пациентов я работаю уже восемь лет и могу с уверенностью сказать: нет ни одного похожего аутиста. А значит, нет и универсального алгоритма помощи, который подойдёт и Маше, и Саше. К каждому необходимы свой подход и индивидуальные разработки.

Цифры
Аутизмом страдает каждый 88-й ребёнок в мире, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.
Вылечить аутизм таблетками, как ангину, не получится. Поэтому мы работаем в команде: врач-психиатр, психотерапевт, психолог, логопед, дефектолог, педагог. Помогаем родителям адаптировать и социализировать ребёнка. Очень хороший эффект дают занятия нейрокоррекцией, а также с животными: дельфинотерапия, канистерапия — с собаками, иппотерапия — с лошадьми. Спокойное животное, беспрекословно подчиняющееся требованиям ребёнка, даёт ему мощный положительный эмоциональный заряд.

Длительная комплексная психолого-педагогическая работа приводит к снижению проявлений аутизма и даёт очень хорошие результаты: ребёнок может социализироваться, в будущем найти работу, создать семью. И даже не сильно отличаться от других членов общества, просто сохраняя некоторые особенности. А вот если аутистом не заниматься, прогноз очень неблагоприятный. Ребёнок будет занят своей внутренней жизнью, совершенно не развиваясь социально. Кроме того, с возрастом будет происходить огрубление симптоматики вплоть до распада речи. Ведь человек — существо социальное и может развиваться только в обществе. Поэтому важно своевременно обратиться к специалисту.

– Что вы посоветуете родителям, имеющим особенных детей?

– Любите своих детей, занимайтесь с ними! Любовь — это волшебное средство, которое может выправить любой дефект. А если заметили что-то неладное, обращайтесь за консультацией не к гадалке, а в специализированное учреждение, чтобы как можно раньше скорректировать процесс.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах