Примерное время чтения: 10 минут
391

Театральный роман. Камчатские артисты – о любви к друг другу и зрителю

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. «АиФ-Камчатка» 27/02/2019
Герои спектакля «Земля Эльзы» встретились только в 70 лет.
Герои спектакля «Земля Эльзы» встретились только в 70 лет. / Анна Шиганкова / Камчатский театр Драмы и Комедии

«Театральные встречи» – проект Камчатской краевой научной библиотеки имени с. П. Крашенинникова, посвящённый году театра. Посетители творческих вечеров в уютной атмосфере общаются с любимыми актёрами, режиссёрами и деятелями культуры.

На очередную встречу пригласили заслуженных артистов России, актёров Камчатского театра драмы и комедии Вячеслава Таратынова и Татьяну Дерегузову. Семейный тандем артистов рассказал об истории своего знакомства, о жизни и творчестве, ответил на вопросы заинтересованной публики.

На сцене и в жизни

– Я вырос в семье военного, поэтому мы часто переезжали, – вспоминает Вячеслав Петрович. – Мой папа был артистичным и весёлым человеком, хорошо играл на аккордеоне. По праздникам он выступал в офицерских клубах, надевая нос и очки, подражая Аркадию Райкину, потому что очень любил его.

Хорошо помню свои мальчишеские ощущения – я гордился своим отцом. Во-первых, мне нравилось, что он офицер, я даже сам собирался пойти по его стопам. Но особенно меня впечатляло и радовало, что папа выступает на сцене, а зал ему аплодирует. Так что интерес к искусству проснулся ещё в детстве.

В дальнейшем я увлёкся самодеятельностью, когда мы с семьёй жили в Пензе, начал заниматься в танцевальном коллективе, потом перешёл в театральный. После школы поехал поступать в Щукинское училище, но у меня не получилось. Честно говоря, особого значения я этому тогда не придал. Пошёл в армию, потом поработал на заводе какое-то время. В тот период в моей душе поселилась какая-то пустота, да и профессия моя мне не нравилась. Тогда мама предложила снова попробовать поступить в театральный, за что я очень ей благодарен. Сомневался, но подготовил программу, и всё получилось.

Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Татьяна Павловна, а вы с детства мечтали стать актрисой?

Татьяна Дерегузова: Я мечтала стать балериной. Но росла в Волгограде, где хореографических учебных заведений не было, а профессиональных танцовщиц готовят с детства. После 8 класса я решила попробовать заниматься если не классическим балетом, то танцевать в народном ансамбле – туда шанс попасть был. Стала отправлять письма куда только можно, чтобы поступить, но не сложилось.

В тот момент все мои надежды рассыпались, как и я сама. В таком потерянном состоянии попробовала поступить на архитектора. К счастью, у меня не получилось. В электротехнический институт тоже не удалось поступить, чему я также сейчас рада.

После этих неудачных попыток я узнала, что моя подруга, с которой мы много лет занимались в одном танцевальном ансамбле, поступила в студию, открывшуюся при Волгоградском театре кукол. Тогда и я начала там учиться. Так меня затянуло театральное искусство, решила попробовать поступить в Саратовское театральное училище. Прошла до третьего тура, но меня всё равно не взяли, сказав, что «какой-то изюминки не хватает». Вернулась в Волгоград, а там в это время на гастролях был Тюменский театр. Увидела объявление о том, что они набирают абитуриентов в студию. Чтобы не терять время, решила туда податься, меня и взяли.

– А как вы познакомились?

– Это случилось в Волгограде, – рассказывает Вячеслав Петрович. – Я начал работать в Волгоградском театре, а потом уволился и перешёл в Московский областной театр в Ногинске. Но по прежней работе скучал. Вдруг мне приходит телеграмма из Волгограда – главный режиссёр театра написал, чтобы я приезжал обратно и сыграл роль Гамлета. Бросил всё и вернулся. Там мы с Татьяной и встретились.

– А у меня другая история, – смеётся Татьяна Павловна. – Я служила в Волгоградском театре, и была у нас там монтировщик сцены – тётя Клава. Она мне сказала: «Сейчас к нам приедет Таратынов, вот тебе и жених». Поэтому я была готова к его приезду – накрутила кудри как у Анджелы Дэвис и начала присматриваться. И как-то сразу мы с Вячеславом стали близко общаться, репетировать, вместе играть в спектаклях, многие из которых про любовь.

Артисты вместе играли в спектаклях, многие из которых про любовь.
Артисты вместе играли в спектаклях, многие из которых про любовь. Фото: Из личного архива

Травмы на производстве

– Говорят, что на сцене всё может пойти не плану… Вам есть, что вспомнить?

– Даже далеко ходить не надо, – говорит Вячеслав Петрович. – Играли мы с женой спектакль, у нас мизансцена, всё очень порывисто. Хватаем друг друга за руки, на которых кольца, и вдруг Татьяна кольцом буквально срывает мясо с моего пальца. В повседневной жизни – даже если постараться, такое вряд ли получится провернуть.

– Профессия у нас, вообще, травмоопасная, – продолжает Татьяна Павловна. – Однажды я играла в спектакле, в котором мне нужно было в полной темноте перейти из одной двери в другую. Естественно, весь путь я знаю, репетировала и играла постановку уже не один раз. Но как-то получилось, что немного пошла не туда. Ошибка маленькая, но из-за неё зацепилась за откос и упала плашмя в абсолютной темноте. Всё обошлось, только кожу на руках содрала. Когда включили свет, продолжила работать, будто ничего и не было.

А ещё играли мы как-то спектакль с двухэтажными декорациями. Они лёгкие – деревянный каркас, обтянутый тканью. Заканчивается первый акт, я стою около этой декорации и вдруг слышу, как весь зал изумлённо задерживает дыхание. Оказывается, эта конструкция начала падать. Хорошо, что лёгкая – она медленно начала накрывать меня, словно парус, поэтому удалось вовремя отскочить. Так что травмы могут быть, но на сцене на них не обращаешь внимания, боль начинаешь чувствовать уже потом.

Творческая профессия не имеет очертаний и строгих правил.
Творческая профессия не имеет очертаний и строгих правил. Фото: Камчатский театр Драмы и Комедии/ Анна Шиганкова

– А вы текст во время спектакля когда-нибудь забывали?

– Да, такое с каждым актёром может случиться, – размышляет Вячеслав Петрович. – Был у меня как-то монолог экспрессивный, на одном дыхании нужно было его выдать. Я знал текст от и до, от зубов у меня отскакивал. Казалось, если глубокой ночью разбудят – расскажу без единой запинки.

И вот играю я однажды свою сцену. Уверенно рассказываю, как вдруг –  раз! Забрало опустилось, как у нас говорят. Ничего не помню. Страх нарастает, я начинаю отыгрывать паузу жестами, а слова никак не приходят в голову. Думаю: «Что делать-то?». Но потом – вспышка! Все слова – как на ладони, и я счастливый продолжаю.

Подобный случай, наверное, может рассказать каждый артист, все мы – живые люди. Особенно страшно, если материал забываешь, когда играешь один. Если же сцена с кем-то – коллега всегда поможет тебе, и испугаться не успеешь.

Ещё в молодости артисты решили, что всю жизнь будут вместе.
Ещё в молодости артисты решили, что всю жизнь будут вместе. Фото: Из личного архива

Вместе навсегда

– Правда, что у каждого актёра есть несыгранная роль? Мечта, которой не суждено сбыться…

– Особенно кого-то конкретного я никогда не мечтал сыграть – говорит Вячеслав Петрович. – Всегда интересно играть характерные роли, странных людей, необычных персонажей, злодеев или предателей. Герои-любовники приедаются быстро, всегда хочется чего-то более занятного.

– Татьяна Павловна, а вам каких героинь нравится играть?

– Мне интересно играть то, что совсем не близко мне, как человеку. Например, дядя Кеки из постановки «Клятвенные девы» – одна из моих любимых ролей. Когда я узнала, что в нашем театре будут ставить спектакль по этой пьесе, я обрадовалась и очень надеялась, что мне посчастливится сыграть Кеки. Так и случилось. За работу принялась с огромным удовольствием, потому что в жизни от персонажа дяди во мне нет вообще ничего.

– Вячеслав Петрович, Татьяна Павловна, есть ли у вас секрет счастливых отношений?

– Мы ещё в молодости решили, что будем всю жизнь вместе, – делится Вячеслав Петрович. – Никаких клятв и рук на отсечение не давали, просто решили и всё. По приглашению приехали работать в Камчатский театр драмы и комедии, но думали, что останемся здесь всего на год. Однако судьба распорядилась иначе.

Сегодня мы служим в Камчатском театре, любим нашего зрителя, радуемся аплодисментам. Работа ведь у нас публичная – без зрителя театра быть не может. У каждого из нас случаются взлёты и падения, ведь в жизни иначе не может быть, а с нашей работой – тем более. Потому что творческая профессия не имеет очертаний и строгих правил. Она как любовь.

Досье
Вячеслав ТАРАТЫНОВ - заслуженный артист России, выпускник ГИТИСа. На Камчатке с 1990 года. Широкий актёрский диапазон позволил актёру сыграть свыше 50 ролей в Камчатском театре драмы и комедии. Режиссёр спектаклей «Я стою у ресторана…», «Золушка», «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Эти любящие женщины», «Любовные письма», «Слишком женатый таксист» и других. Татьяна ДЕРЕГУЗОВА - заслуженная артистка России, выпускница Тюменского училища искусств. С 1990 служит в Камчатском театре драмы и комедии. За эти годы сыграла более 50 ролей в спектаклях различного жанра.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах