Примерное время чтения: 8 минут
296

Букет для маэстро. Как с помощью музыки сделать людей добрее?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. «АиФ-Камчатка» 09/10/2019
Гостям представили различные формы музицирования.
Гостям представили различные формы музицирования. / Александр Гилёв / Из личного архива

В концертном зале «Октябрьский» состоялся концерт памяти Заслуженного артиста России, камчатского музыканта и педагога Георгия Аввакумова.

В нём принял участие Камчатский камерный оркестр его имени. В качестве солистов выступили флейтисты Дмитрий Садчиков и Алина Денисова, виолончелисты Юрий Кравченко и Яна Пискун, кларнетист Олег Даненко, дирижёр и художественный руководитель оркестра, скрипач, Заслуженный артист России Александр Гилёв.

Парад солистов

Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Александр Николаевич, расскажите, как вы составляете программу для концерта?

Александр Гилёв: Этот концерт уже давно можно назвать традиционным. После того, как в 1997 году из жизни ушёл Георгий Александрович, появилась идея таким образом почтить его память. Предстояло собрать людей, с которыми маэстро был близок по духу и жизни.

Со временем концепцию и программу концерта стали расширять – помимо тех произведений, которые играл Георгий Александрович, добавили другую музыку, преимущественно лирическо-трагедийного характера.

Но три года назад у меня возникло желание провести концерт в формате парада солистов – чтобы каждый из музыкантов смог преподнести в общий букет, адресованный маэстро, свой цветок в виде того или иного произведения.  С тех пор мы проводим концерт в таком ключе, потому что идея прижилась и была поддержана коллективом.

В программе, безусловно, прозвучала музыка армянских композиторов – Комитаса и Арутюняна. Кроме того, в репертуар вошли произведения Микаэла Таривердиева. Мы подчёркиваем корни Георгия Александровича, да и эта национальная музыка невероятно колоритна. Конечно же, была классическая музыка – Гендель, Доплер, Цфасман.

Зрители услышали музыку симфонического звучания, в программе произведение Исаака Шварца к фильму «Мелодии белой ночи», вальс Евгения Доги из ленты «Мой ласковый и нежный зверь», музыка Эдуарда Артемьева из фильма «Раба любви». Мы представили гостям различные формы музицирования.

Школа рока

– Многие камчатцы – давние и преданные поклонники камерного оркестра. А как вас обычно встречают за пределами края?

– Для любого творческого коллектива гастроли важны совсем не из-за материального содержания. Главное – делиться своим искусством с другой публикой на различных площадках. Безусловно, мы хорошо знаем нашего зрителя, практически сроднились, часто его видим, знаем и узнаём, что очень приятно. Однако другое дело – получать оценку со стороны, от людей, которые видят тебя впервые.

Я, например, хорошо запомнил один из отзывов. Нашему оркестру трижды посчастливилось выступать на замечательной площадке, являющейся показателем определённого уровня – в Венском Концертхаусе. И однажды, когда мы уже отыграли, услышали такое мнение: «Мы думали о Камчатке только как о крае, в котором по улице бродят медведи, а, оказывается, местные музыканты хорошо играют музыку венских классиков. Мы поражены». Это было приятно.

Гастроли безоговорочно помогают коллективу, концертный тренаж никто не отменял – с каждым выступлением оркестр играет лучше и лучше. В традициях Георгия Александровича было обыгрывать программу перед выездами, а потом повторять её по возвращении.

Быть музыкантом - трудоёмкое занятие.
Быть музыкантом - трудоёмкое занятие. Фото: Из личного архива/ Александр Гилёв

– А в повседневной жизни вы любите слушать музыку? Или на работе хватает?

– Да, я слушаю музыку, но у меня не получается абстрагироваться от профессиональной деятельности – сразу включаюсь в работу. Начинаю осмысливать произведение с точки зрения фразировки, появления кульминации, спада и так далее. Обращаю внимание на то, какой инструмент выделен в определённом эпизоде, как он звучит и почему. Поэтому долго слушать не получается (смеётся). Постоянно анализирую, в разрезе просматриваю всю подноготную.

Вообще, в музыке я никогда своих пристрастий особо не менял – люблю слушать хард-рок – «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Uriah Heep», «Nazareth». Вся английская музыка мне ближе, чем американская тех же направлений. Очень нравится джаз.

Любимая музыка для меня та, над которой работаю. Я всегда изучаю много информации, сравниваю своё видение с другими, не пытаясь кого-то копировать. Но мне нравится соотносить своё представление музыки с какими-то другими, это полезно.

Миссия выполнима

– Сегодня среди молодых людей популярен хип-хоп, рэперы «новой школы» набирают обороты. Означает ли это, что уровень нашей музыкальной культуры падает?

– Я бы не сказал, что падает, но и не растёт. Хип-хоп – это заимствование у Запада. И, честно говоря, монотонное ритмизированное бурчание, то есть рэп, мне не по душе. Это ведь даже не музыка. Что в музыке главное? Мелодия. Если она есть и красивая – слушаешь и получаешь удовольствие. Симфонические оркестры сегодня с удовольствием переигрывают и группу «Queen», и «The Beatles». У нас была  концертная программа, посвящённая музыке из кино, так мы играли саундтрек к популярному сериалу «Игра престолов».

А год назад меня на спор взял племянник, сказав: «Дядя Саша, а слабо сыграть музыку из "Звёздных войн"?». Мне стало интересно, поискал информацию в Интернете, дополнил музыкальными инструментами, и мы её сыграли. Получилось занятно.

Музыканты учатся всю жизнь.
Музыканты учатся всю жизнь. Фото: Из личного архива/ Александр Гилёв

– Александр Николаевич, как вы считаете, у настоящего музыканта больше таланта или трудолюбия?

– У него есть способности, помноженные на труд. Быть музыкантом – трудоёмкое занятие. Если посмотреть на время подготовки специалиста, обычно оно включает в себя семь, восемь или девять лет музыкальной школы, в зависимости от того, в каком возрасте начать учёбу. Затем четыре года музыкального училища, потом пять лет консерватории и два года аспирантуры. То есть в общей сложности двадцать лет, чтобы стать специалистом. Кроме того, нужно учитывать, что если музыкант оставляет инструмент на два года, то предыдущие двадцать можно смело перечеркнуть.

Музыка – жёсткий, даже жестокий вид искусства, который не прощает несерьёзного отношения. Отойти от неё, а потом вернуться на тот же уровень, если ты солирующий музыкант, невозможно. Это демонстрирует многолетняя практика – я наблюдал, как специалисты, оставив дело на год-другой, возвращаются. И этот уровень всегда ниже предыдущего. Музыканты учатся всю жизнь.

– Есть ли у камерного оркестра сложности? Вообще, в нашем крае хорошие условия для музыкантов?

– Сейчас оркестр обновляется благодаря  приглашённым музыкантам-духовикам. Что касается струнников, кадровая проблема стоит остро. Скрипачей, альтистов, виолончелистов не хватает.

В Камчатском крае есть музыкальные школы и колледж искусств – это первичное звено, поставляющее специалистов. Дело в том, что часто хорошие дети поступают в наш колледж, а потом уезжают учиться в консерваторию, и на Камчатку не возвращаются, на что есть объективные причины – здесь нет таких условий и возможностей, как на материке, другое качество жизни. Возвращаются, как правило, либо большие романтики, либо те, кто бесконечно влюблён в наш край. Но, к сожалению, сегодня многие молодые люди хорошо представляют свою жизнь вне Камчатки.

Мне не хотелось бы, чтобы это прозвучало громко, но наша задача –  с помощью хорошей музыки делать людей вокруг добрее. Именно такой я вижу нашу миссию. Согласитесь, человек, который пришёл на концерт классической музыки, выйдет уже эмоционально заряженным и даже немного другим.

Досье
Александр Гилёв родился 16 марта 1963 года в посёлке Усть-Камчатск. Окончил музыкальный факультет Дальневосточного педагогического института искусств во Владивостоке. Скрипач, с 1999 года – художественный руководитель Камчатского камерного оркестра имени Георгия Аввакумова. В 2001 году получил почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах