aif.ru counter
112

Камчатские дети споют в День Победы на Красной площади

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. «АиФ-Камчатка» 24/03/2015
Ульяна Бакуменко / АиФ

Заслуженного работника культуры РФ, преподавателя-хормейстера Наталью Кознову я застала за разговором с бывшей ученицей — ныне студенткой столичного музыкального вуза. По словам педагога, её воспитанники частенько забегают в музыкалку — проведать, рассказать о новой взрослой жизни, поделиться успехами и неудачами, спросить совета…

Быть в музыке

Ульяна Бакуменко, kamchatka.aif.ru: – Наталья Владимировна, у вас достойное профессиональное образование — музыкально-педагогическое училище, консерватория… Вы выросли в семье музыкантов?

Нататья Кознова: — Нет, семья рабоче-крестьянская, как раньше говорили. Но мои родные всегда, сколько себя помню, пели, и это были не простые, заунывные песни за столом, а почти профессиональное исполнение на два-три голоса, обязательно под аккомпанемент баяна. Моя мама родилась и выросла в деревне, поэтому и произведения все были народные, душевные и бесконечно красивые. А ещё она, технарь по образованию, часто водила меня в оперный театр, а по радио я заслушивалась ариями и романсами. Однако даже тогда я не думала о профессиональной карьере музыканта, хотя училась в музыкальной школе. А после окончания общеобразовательной школы родители настояли, чтобы я пошла в музыкально-педагогическое училище. Я послушала их и ни разу не пожалела. Они оказались правы, музыка — это моя жизнь.

– На выбор профессии своих детей вы тоже повлияли? Ваши сын и дочь — музыканты…

– Это, наверное, прозвучит странно, но я с самого детства отговаривала их от карьеры музыканта. Это очень тяжёлый ежедневный труд, практически без выходных. Нужно заниматься постоянно. Но… это так интересно — быть в музыке! Особенно, в классической, которая — как колодец, из которого невозможно напиться вкусной воды. Мои дети сначала учились в нашей музыкальной школе, потом у них появилось возможность продолжить образование на материке. Я отговаривала их как могла, но они попросили дать им шанс. Делать было нечего. Сегодня моя дочь — солистка оркестра и много гастролирует, а сын окончил Гнесинку, сейчас учится в магистратуре по классу саксофона и регулярно поёт в одном из московских храмов.

Досье
Наталья Владимировна КОЗНОВА. Родилась 1 марта 1961 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург). Окончила Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского по специальности «Хоровое дирижирование». С 1986 по 1989 год работала дирижером хоровой капеллы в г. Нижнем Тагиле и музыкальным воспитателем детского сада. С 1989 г. живёт в Петропавловске-Камчатском и работает преподавателем-хормейстером в музыкальной школе № 6. Созданный в 1992 г. при этой музыкальной школе вокальный ансамбль «Прелестные глазки» является лауреатом многих фестивалей и конкурсов. Заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии губернатора Камчатской области, обладатель творческой премии «Звезда Камчатки».

Дышать в унисон

– Расскажите ещё об одном вашем любимом «ребёнке» — ансамбле «Прелестные глазки», который громко звучит в прямом и переносном смысле не только на всю Камчатку.

– «Прелестные глазки» основаны больше двадцати лет назад. Мне просто стало немного тесно в рамках обычной программы музыкальной школы. Тогда и было решено собрать вместе милых, очаровательных девочек, которые собой олицетворяли поэтическое название коллектива. Мои подопечные взрослеют и уходят из ансамбля, их сменяют дети из хоров «Гномики» и «Нежность». И всё начинается заново.

– А что делаете с теми, которых родители волоком, через силу тащат на занятие в музыкальную школу? Как мотивируете?

– Да, почти всех за руку сюда приводят родители. Потому что шестилетнему ребёнку сложно самостоятельно принять такое важное решение, как обучение в музыкальной школе. Дети приходят с разными характерами, но я с каждым из них, в первую очередь, начинаю дружить. Это получается само собой. Исходя из моего педагогического опыта, я могу смело утверждать, что дети, которые занимаются музыкой, гораздо добрее. Это счастливые дети. Так интересно наблюдать, как они учатся новому каждый день, в том числе и в общении друг с другом. Особенно хорошо это заметно в наших поездках за пределы Камчатки, где чувство дружеского локтя просто необходимо. Поэтому постепенно всякие «колючки» у деток пропадают. Они раскрываются и мне, и друг другу.

– Но дети есть дети, они могут нарушать дисциплину, лениться, обзываться, ссориться… Твёрдость часто приходится проявлять?

– Приходится, потому что идти на поводу в таких случаях нельзя. Это очень тонкая работа — иметь авторитет, но не обидеть, не задавить своей волей. Каждый урок начинаю с разбора ситуаций, которые меня расстроили. И мои дети знают, что я могу показать характер, топнуть ножкой, но каждого из них бесконечно люблю. Учу их смотреть в одну сторону, даже дышать одинаково, в унисон, без этого невозможен успешный хоровой коллектив.

Я твёрдо уверена, что все дети талантливы. Это правда. Только некоторым нужно не лениться, чтобы достать свой талант, а некоторым это удаётся гораздо легче. И их заставляю в это поверить. Хвалю, ищу в них только хорошее, убеждаю, как важно заниматься. И дети откликаются — не обижаются, когда я их вызываю на дополнительные репетиции в то время, когда «обычные» школьники гуляют в выходные или на каникулах. Дети понимают, что всё это для общего дела. И нам важно выступать не просто хорошо, а блестяще!

– А сами вы какую музыку любите?

– Вообще я довольна всеядна в выборе музыкальных произведений — не для работы, а для личного прослушивания. Но есть у меня парочка музыкальных пристрастий. Например, когда гуляю по лесу, обязательно включаю либо Олега Митяева, либо «Поэму экстаза» Александра Скрябина. Ну а гениальная музыка Баха — для меня источник жизненной и творческой энергии.

Вкладывать в детей

– Имена ваших воспитанников известны в музыкальных кругах: они работают в театрах, поют в опере, участвуют в мюзиклах не только в России, но и по всему миру, гастролируют с новыми ансамблями. Следите за их успехами?

– Конечно, ведь они наши, родные. Мы с коллегами постарались дать им всё, что знаем сами. Удивительно, но здесь, на Камчатке, на краю земли, очень много талантливых музыкантов-педагогов, которые готовы не считаться с личным временем и посвящают себя работе с детьми. И в итоге наши воспитанники поступают в музыкальные вузы на материке хорошо подготовленными.

– Ваши коллективы громко заявляют о себе не только на конкурсах в России, но и за рубежом. Откуда, если не секрет, берутся финансы на такие поездки?

– Этот вопрос по-прежнему сложный. Лично я очень благодарна министерству культуры края, там не забывают о наших нуждах и, если есть возможность выделить нам средства, выделяют всегда. Но всё же основное бремя расходов ложится на спонсоров и родителей. Последним, пользуясь случаем, особая благодарность за то, что они понимают — вкладывать нужно в детей. Это обязательно вернётся отличными достижениями и успехами.

– Следующая поездка вашего хора в Москву?

– Да, сейчас мы усиленно готовимся к финалу Всероссийского хорового фестиваля, посвященного 70-летию Дня Победы. После конкурса в Хабаровске именно нам выпала честь представлять Дальневосточный округ в столице. Работы много, за полтора месяца нужно выучить три произведения, одно из которых о войне. А ещё 9 Мая, в самый главный праздник страны, наши воспитанники будут выступать в составе Сводного хора России на Красной площади. Разве это не лучшая награда для преподавателя?

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах