140

Фефекты фикции

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35 30/08/2011

В кабинет логопеда заглядывает мужчина:

- Мона?

- Не мона, а нуна!

Наверное, у каждого из нас есть знакомый человек, который не выговаривает букву "р" или шепелявит. А может, вы и сами присвистываете и пришепётываете... А знаете почему? На этот и другие вопросы мы попросили ответить учителя-логопеда Марину ЦЕПКАЛО.

Независимо от статуса

- Марина Викторовна, многие паникуют, если их годовалое чадо не произносит ничего, кроме "мама" и "папа". А в каком возрасте ребёнок должен заговорить?

- Если говорить о нормальном развитии, то уже в месячном возрасте малыш сосредоточивается на маминой речи, в два - улыбается, в три - начинает гулить, в четыре - смеётся, в шесть - лепечет, в восемь - повторяет одинаковые слоги "ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба...", затем появляются слова. В 1 год 3 месяца его запас увеличивается до 6 слов, к полутора годам - до 20, а к двум ребёнок начинает говорить простыми фразами: "мама, дай", "хочу пить". И так по нарастающей.

Речь, как способ выражения мысли, появляется не внезапно. Поэтому родителям стоит внимательно относиться к развитию малыша, чтобы вовремя обнаружить нарушение и обратиться к специалистам. Ведь условия, в которых мамы проводят беременность - экология, стрессы, вредные привычки, не способствуют рождению здорового поколения, и, независимо от социального статуса семьи, у детей может быть задержка речевого развития.

Пример из практики: один первоклассник из благополучной семьи не выговаривает "р", взаимозаменяет и искажает некоторые другие звуки. Словарный запас мальчика не соответствует его возрасту, в 7 лет ребёнка не научили согласовывать части речи и образовывать новые слова, он испытывает трудности в общении с одноклассниками, которые не всегда понимают, что тот говорит. Родителей же устраивала речь ребёнка, пока он не пошёл в школу, - время упущено... Теперь, чтобы его наверстать, требуется 3 года ежедневных занятий с логопедом.

- Каковы причины дефектов речи?

- Это могут быть нарушения в строении зубов, челюстей, языка, нёба. Например, препятствовать правильному произношению звука "р" может короткая подъязычная связка. В большинстве случаев её растягивают специальными упражнениями, реже - подрезают. Другая группа причин: физическая ослабленность, задержка психического развития, нарушение восприятия звуков речи, ограничение общения, подражание неправильной речи. А также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение - как в предыдущем примере. Кроме того, причиной могут стать травма, перенесённая ребёнком при рождении, либо какие-то другие неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития.

- А наследственность имеет значение?

- Да - при расщелинах нёба, заикании, нарушениях чтения и письма... Также от родителя передаётся неправильный прикус и как следствие - неправильная речь. А ещё, если кто-то в семье говорит с дефектами, ребёнок может впитать в себя такую же манеру.

В любом возрасте

- Становится ли больше детей с патологией речи?

- Увы, в последнее десятилетие их стало больше. Это связано с экологией, социально-экономическими условиями жизни и воспитанием. Кстати, у мальчиков речевые нарушения встречаются чаще.

В настоящее время в общеобразовательную школу приходит немало детей с нормальным слухом и интеллектом, но имеющих различные речевые нарушения. Примерно треть из них - с общим недоразвитием речи. Остальные - с нарушением произношения и дефектами восприятия звуков.

- Сколько времени уходит на исправление звукопроизношения?

- Это зависит от степени сложности дефекта, индивидуальных особенностей и возраста. Чем младше ребёнок, тем легче ему научиться говорить правильно. При нормальном слухе и интеллекте коррекция занимает от 3 до 6 месяцев, в зависимости от количества нарушенных звуков.

- Можно ли исправить недостатки речи у взрослых?

- Помните персонажа фильма "По семейным обстоятельствам" в исполнении Ролана Быкова, из уст которого мы слышим: "логопефт", "февочка", "улица Койкого"? Конечно, не для каждого человека чистая речь становится приоритетом в жизни, за исключением тех, от кого этого требует профессия - дикторов, актёров, педагогов и т. п. И взрослого научить сложнее, чем ребёнка. Но... Если есть высокая степень мотивации и нарушения не связаны с необратимыми процессами коры головного мозга, смело идите к логопеду в любом возрасте!

ДОСЬЕ

Марина ЦЕПКАЛО родилась в п. Оссора Камчатской области. В 1998 году окончила факультет коррекционной педагогики Российского государственного университета имени А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. Учитель-логопед 1 категории петропавловской средней общеобразовательной школы N 20.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах