Примерное время чтения: 6 минут
363

Тягуны острова Кунашир

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4 25/01/2011

Камчатская яхта Seawind ("Морской ветер"), совершающая историко-патриотической поход "Дорогой трех капитанов" в Японию, с 11 декабря находится в порту Южно-Курильск (остров Кунашир).

Там же встретили Новый год два участника экспедиции - Андрей ПОЛОНЯНКИН и наш специальный корреспондент Александр КРЫШТАЛЬ, репортаж которого мы предлагаем вниманию читателей "АиФ-Камчатка".

Неспокойная стоянка

...О причине длительной стоянки я уже сообщал читателям "АиФ-Камчатка": необходимость ремонта двигателя и связанное с этим ожидание запчастей из Европы. Предполагаем, что заказанный в Москве ЗИП придет к концу января. Так что плавание можно будет продолжить в феврале... Если, конечно, прилегающую к Курилам акваторию не забьет к тому времени льдом, который могут нагнать из Охотского моря западные ветра.

Порт Южно-Курильска, хоть и "обзавелся" в прошлое лето защитным молом (на 65-м году нашей власти на Курилах!), по-прежнему весьма условно прикрыт с океана. Защитную стену сделали в ущербном виде - она закрывает только малый закуток бухты с южной стороны. Народу это объяснили так: мол, гидростроители "попали" на скальный грунт и не смогли охватить ковшом всю гавань. Деньги при этом ушли немалые...

Так или иначе, западные и юго-западные ветра, вместе с океанской волной, гуляют здесь свободно, нещадно дергая стоящие у причалов и на якорях суда. Через межгорье задувает и северо-запад. Приходящие из океана длиннющие волны-тягуны с жуткой всасывающей протяжностью то оттягивают, как резина, то припечатывают пароходы к причалам. Спокойно на стоянке в Южкуре не чувствует себя никто. Любое зашедшее сюда судно имеет все шансы пополнить печальный пейзаж "утопленников", торчащих из воды по всей акватории гавани.

Все это мы ощутили в полной мере. До подъема яхты из воды (29 декабря) пришлось сменить три места швартовки. Несмотря на принимаемые меры, включая растяжку яхты на тросах между двумя причалами и ночные дежурства, швартовы неоднократно рвались. Стоянка принесла новые поломки: поврежденный нос, оцарапанные борта, вырванные брашпиль и утка, сломанные и погнутые леерные стойки... Все это предстоит устранять, наряду с поломкой двигателя.

Сахалинские киргизы

В один из морозных декабрьских вечеров мы с Андреем участвовали в спасении сахалинского транспорта "Успех", севшего на мель прямо в гавани. При этом некому было взять с парохода швартов и "отвезти" к причалу, чтобы судно могло потом вытянуться с мели во время прилива. Пришлось нам отвязывать свою резиновую лодку и грести на веслах к несчастливому "Успеху". Операция прошла успешно. Транспорт сдернулся с грунта, чтобы наутро... вновь оказаться на мели, теперь уже на противоположной стороне бухты, у самого берега. На сей раз "Успех" был в роли памятника почти четыре недели. Только когда отгремели новогодние праздники, уже перед самым Крещением, его стащили оттуда портовые буксиры.

В другом спасении нам довелось поучаствовать вечером 1 января. С причала упала женщина, оказавшись в опасных тисках между бортом судна и пирсом. Пришлось прыгать за неосторожной курильчанкой в ледяную купель... Женщина отделалась переломом двух ребер, а с нашей стороны - сильные ушибы в районе спины, груди и плеч.

А вот пятерых работников обрабатывающей базы на острове Танфильева (самого ближнего к Японии) никто уже спасти не мог. От отравления метиловым спиртом в новогоднюю ночь трое скончались на месте и еще двое - в реанимации областной больницы. С отравлением различной степени госпитализированы еще 13 человек. Танфильевская база, где работают в основном сахалинские киргизы, после новогодней ночи опустела...

Луч просвещения

Но не только драматичные сюжеты мы наблюдали (и порой в них участвовали) в эти праздничные и не праздничные дни декабря и января.

Добродушие, отзывчивость и гостеприимство жителей острова трудно выразить словами. Эти отличительные особенности кунаширцев приятно удивляют даже после нашей любимой Камчатки, где, как известно, подобные человеческие качества тоже далеко не редкость.

Подружившись с коллективом местной библиотеки, мы уже успели сделать несколько сообщений о нашей экспедиции перед краеведами Южно-Курильска. В библиотеке наш экипаж присутствовал и на корпоративной предновогодней вечеринке. Мы благодарны за огромную помощь по информационному обеспечению, оказанную этим прекрасным коллективом во главе с начальником центральной библиотечной системы Южно-Сахалинска Ниной Сабировой.

Руководству района мы представлялись в администрации, притом не только в качестве участников морского путешествия. Одна из главных задач нашего похода, на которой постоянно акцентируют внимание координаторы экспедиции, - популяризация среди молодежи спортивного образа жизни. И излишне, наверное, напоминать, что об актуальности такой пропаганды не раз говорил в своих выступлениях Президент РФ Дмитрий Медведев...

Мы уже общались с учащимися южно-курильских школ. По итогам одной из таких встреч нам поступило конкретное предложение от местной промысловой компании провести этим летом на акватории озера Лагунное спортивные сборы по обучению подростков управлению парусным судном, с перспективой организации на острове постоянной детско-юношеской парусной школы. Специально для этих целей компания взялась приобрести небольшие разборные парусные катамараны и организовать летнюю тренировочную базу. Причем за участие в сборах плата взиматься не будет. Заручившись нашим согласием, руководитель компании уже обратился с соответствующим письмом к руководству района. Так что отступать нам, как говорится, некуда. Кстати, подобные сборы мы успешно провели минувшим летом на родной Камчатке. Теперь, видимо, настало время нести этот луч спортивно-парусного просвещения и на Курилы...

Новые друзья

Из наших новых друзей в Южно-Курильске нельзя, конечно, не отметить предпринимателя Максима Муравьева, чьим причалом мы до сих пор пользуемся. Сдружились мы и с экипажем транспортного судна "Охотск" во главе с капитаном Николаем Трегубовым. После яхтенных будней в штормовом океане отдых на "Охотске" пришелся как нельзя кстати. Особенно мы, конечно, признательны кандею Сане Бабакало за его разносолы. Много своевременной помощи получили мы от приморского яхтсмена, капитана промыслового судна в Южно-Курильске Дмитрия Ермака. Очень интересны наши частые и длительные беседы с краеведом, бывшим капитаном Анатолием Момотовым, собирателем и ценителем кунаширской старины, знатоком истории Курил. Разумеется, мы не обошли своим вниманием и местный Краеведческий музей, с его коллективом во главе с Валентиной Суковатициной.

...Природа Кунашира заслуживает отдельной темы - вулкан Тятя, скала Собачья Голова, уникальные скальные структуры, подобные органным трубам, на мысе Столбчатый...

Тем не менее для нас важнейшей на сегодняшний день задачей остается ремонт двигателя. От этого зависит дальнейшая судьба нашего похода на юг Японии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах