Примерное время чтения: 6 минут
48

Ограниченный диагноз

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 23/03/2010

Чуть больше трех лет назад городская дума Петропавловска приняла решение о создании Контрольно-счетной палаты (КСП). Этот независимый орган финансового контроля каждый год выявляет сотни нарушений в работе муниципальных структур и возмещает в городскую казну десятки миллионов рублей.

На прошлой неделе КСП опубликовала очередной отчет о своей деятельности - за 2009 год. Есть ли улучшения в работе муниципальных органов, чем они грешат чаще всего и как в целом строится работа контрольных органов?

Об этом и многом другом корреспонденту "АиФ-Камчатка" рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа Андрей НОВИКОВ.

- В 2009 году работа для нас была очень напряженной, - говорит А. Новиков, - хотя процесс идет в определенном рабочем ритме, который был задан еще при создании КСП. Кстати, хочу отметить, что на сегодняшний день законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимаемыми с целью борьбы с коррупцией, предусмотрено осуществление контрольных функций на основании годовых планов. Так вот муниципальные контрольно-счетные органы, в том числе и мы, изначально работаем по плану - еще до известных подвижек в федеральном законодательстве. Причем наша деятельность максимально открыта. У нас есть сайт www.ksp-kam.ru, где публикуется абсолютно вся значимая информация - тот же самый план, результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

За счет горожан

- Какую цель вы преследуете, осуществляя проверки? Принимают ли во внимание их результаты руководители муниципальных органов?

- Вообще, деятельность КСП делится на контрольно-ревизионные мероприятия - ревизии и проверки, и экспертно-аналитические, к которым относятся составление экспертных заключений по проектам нормативно-правовых актов, которые выносятся на рассмотрение сессии городской думы Петропавловска, а также подготовка аналитических записок, направляемых в гордуму и администрацию.

Для примера, в прошлом году мы проводили комплексную проверку эффективности установки и дальнейшей эксплуатации узлов учёта тепловой энергии на жилищном фонде города. Установлено, что стоимость 125 узлов учёта тепловой энергии в процессе их передачи от МУП "УМИТ" до их конечного получателя - МУ "УЖКХ" возросла почти на 16 млн рублей. Так, для МУП "УМИТ" их создание обошлось в 18,7 млн рублей, а для МАУ "УЖКХ" их стоимость составляла уже 34,6 млн рублей. Причина - включение в стоимость узлов учёта общехозяйственных расходов, рентабельности и других "накруток" МУП "УМИТ". Самое интересное, что созданные с использованием средств муниципалитета узлы учёта тепловой энергии даже не числятся в составе муниципального имущества города и никак не учитываются.

По результатам этой проверки мы рекомендовали администрации города с целью снижения издержек исключить из схемы создания узлов учёта тепловой энергии МУП "УМИТ", а также учитывать узлы учёта в качестве муниципального имущества, но все наши предложения администрация проигнорировала. Особо хочу отметить, что в настоящее время по аналогичной схеме за счёт средств кредита РБР (Российского банка реконструкции и развития) МУП "УМИТ" создаёт дополнительные узлы учёта тепловой энергии общей стоимостью более 120 млн рублей. Учитывая тот факт, что в бюджете городского округа не предусмотрены средства на оплату создания узлов учёта тепловой энергии, расходы на их создание (возврат кредита РБР), скорее всего, будут оплачены за счёт платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги. Можете себе представить, сколько мы при этом переплатим.

"Никто не слышит"

Всего за 2009 год мы провели более 20 масштабных контрольных мероприятий, в ходе которых было проведено 65 проверок, - продолжает А. Новиков. - Если говорить об экспертизах, то, допустим, поступает к нам проект бюджета, мы рассматриваем этот документ, делаем экспертное заключение, вносим предложения главе Петропавловска и депутатам городской думы. Что-то принимается ими во внимание, а что-то нет. Если речь идет не о нарушениях, а о разных точках зрения на определенный процесс, то повлиять на это мы никак не можем. Но если мы говорим о том, что при принятии бюджета или любого другого нормативного правового акта было нарушено законодательство, то начинаем действовать через городскую прокуратуру либо иные правоохранительные органы, чтобы эти нарушения устранить. Например, на ситуацию с целевыми программами муниципального образования мы практически не можем повлиять. Суть в том, что бюджетом городского округа предусмотрено финансирование большего числа целевых программ, чем город реально может себе позволить. Но зачем продолжать принимать неэффективные программы? Разумнее выбрать их оптимальное количество - те, что являются для города приоритетными и которые можно в полной мере исполнить. Но, увы, нас никто не слышит.

- Кто-нибудь несет за это ответственность?

- Никто. Потому что законодательством не предусмотрена ответственность за неэффективное использование средств. Но если бы исполнительная власть понимала необходимость контроля и консолидации финансовых ресурсов на определенных направлениях своей деятельности, думаю, и меры были бы приняты к тем, кто неэффективно тратит деньги. К сожалению, результаты контроля зачастую попросту игнорируются.

Полномочия ограничены

- В 2009 году по итогам работы КСП в городской бюджет возмещено свыше 41 млн рублей. Кто главные нарушители?

- Около 40 млн рублей незаконно полученных денежных средств в бюджет вернуло МАУ "УЖКХ". Кроме этого, есть ряд муниципальных учреждений, руководители которых заплатили себе чересчур большое вознаграждение. Есть подрядчики, которые получили деньги, но выполнили работы не в полном объеме. Есть случаи, когда ставится на баланс предприятия имущество, которое принадлежит муниципалитету, но по той или иной причине не значится в составе муниципального имущества. А ведь если оно не учтено, это серьезная проблема - баланс муниципалитета становится недостоверным. А кроме того, неучтенное имущество - это соблазн для некоторых людей.

Однако КСП не может являться панацеей от всех бед городского округа. Да, ее создание говорит об определенной зрелости представительного органа муниципального образования - депутаты хотят знать, как используются средства городского бюджета. Но наши полномочия ограничены. Контрольный орган - это не прокуратура и не милиция. Мы, по сути, ставим диагноз, говорим о наличии проблем, делаем определенные выводы и предлагаем пути решения, причем предлагаем весьма настойчиво, но каких-либо мер административного воздействия мы применить не можем. Безусловно, есть факты, когда по результатам наших мероприятий принимаются меры. Но это единичные случаи.

До тех пор, пока результаты нашей работы будут игнорироваться, пока мэрия, гордума и КСП не начнут работать сообща, эффект от нашей деятельности не будет столь очевиден. Мы можем говорить о больших суммах возмещения, экономической эффективности, но ведь объем нарушений, по сути, не уменьшается. Поэтому главное - взаимодействие.

КСТАТИ

За 2009 год Контрольно-счетная палата принесла в казну городского округа 41 725,5 тыс. рублей. Это в 3,5 раза больше, чем было предусмотрено городским бюджетом на ее содержание.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах