Примерное время чтения: 7 минут
223

Полеты по всей Камчатке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 27/10/2009

...Одни называют "Камчатские авиалинии" монополистом, другие присваивают руководству степени и звания. Как бы ни то было, это предприятие является на сегодняшний день если не крупнейшим, то, по крайней мере, одним из основных налогоплательщиков в краевой бюджет.

Только в прошлом году авиакомпания перечислила в бюджет Камчатского края более 40 млн рублей и еще столько же - в федеральный. И это при том, что в "Камчатских авиалиниях" трудится всего 201 человек.

В 2009 году ООО Авиакомпания "Камчатские авиалинии" отметило 17-ю годовщину со дня своего образования. Дата не круглая, да и соперничать с крупными перевозчиками, которые работают на рынке помногу десятков лет, предприятию не с руки. По мнению генерального директора "Камчатских авиалиний" Геннадия ПОЛЕЖАЕВА, авиакомпания занимается своей работой, а уровень ее выполнения подтверждают многочисленные клиенты, причем не только из числа турфирм. На сегодняшний день, благодаря высокой квалификации летного состава и работников наземных служб, предприятие "Камчатские авиалинии" заслужило репутацию одного из самых надежных перевозчиков Дальнего Востока.

Все начиналось с Халактырки

А началось все в 90-х годах прошлого столетия, когда развитие многих отраслей экономики в стране было поставлено под сомнение. В том числе и гражданской авиации. В ту пору на Камчатке существовало Халактырское предприятие, которое в силу своей громоздкости в новых условиях стало нерентабельным, поэтому из него стали выделяться летные отряды и авиационно-технические базы.

"Судите сами: в Халактырке работали 850 человек, которые "осваивали" 10 тысяч летных часов в год. Для сравнения: в прошлом году при численности 201 человек предприятие "Камчатские авиалинии" "налетало" 6,5 тысячи часов..." - рассказывает Геннадий Викторович.

В ноябре 1991 года на базе летного отряда было учреждено Халактырское летное предприятие "Камчатавиатранс", его руководителем стал Владимир Почукалин. А в декабре 1991 года авиационно-технической базой был создан центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники "Камчатавиасервис". Его возглавил Геннадий Полежаев. Между двумя предприятиями встал имущественный вопрос - кому принадлежат вертолеты? Поделить технику не получилось. Поэтому при поддержке Камчатского управления гражданской авиации "Камчатавиа" было решено создать авиакомпанию. День регистрации ООО "Камчатские авиалинии" - 10 апреля 1992 года - считается официальной датой его рождения.

Два аэропорта на 16 вертолетов

"Казалось бы, все очень просто - собрались умные головы и решили: авиакомпании быть! Однако на самом деле это не так. Достаточно представить то время - 90-е годы, когда экономику страны трясло и лихорадило, когда перспективы развития любой сферы были непредсказуемыми и все происходящее вокруг походило на анархию", - рассказывает Г. Полежаев.

И тем не менее, авиапредприятие "Камчатские авиалинии" развивалось очень динамично. Парк авиатехники пополнялся новыми машинами - одни покупали, другие брали в аренду. Очень значимым в этой связи, по словам гендиректора, стал 2003 год, когда в состав учредителей предприятия вошло ООО "Бел-Кам-Тур". Эта компания передала в "Камчатские авиалинии" 3 вертолета, один из которых - Ми-8 МТВ - и сегодня является одним из самых лучших среди своих "собратьев" по грузоподъемности и вместимости. Через год благодаря "Бел-Кам-Тур" появилось еще 4 вертолета... На сегодняшний день в "Камчатских авиалиниях" насчитывается уже 16 вертолетов, 14 из которых типа МИ-8.

Все это время развивались и инженерно-техническое, наземное, аэропортовое обеспечение и наземная инфраструктура. Поскольку у авиакомпании не было в собственности земли, пришлось сменить несколько мест "дислокации" - аэропорт Халактырка, аэродром в Елизове и в п. Коряки, территория бывшей воинской части на 26 км. В конце концов, "Камчатские авиалинии" получили так называемый сертификат эксплуатанта, и в 2004 года предприятие перебазировалось в аэропорт "Авачинский". В течение года здесь было построено новое современное здание аэровокзала, оборудованы все необходимые зоны и системы, а уже через год с "Авачинского" начались первые вылеты. Сейчас аэропорт обслуживает все полеты вертолетов авиакомпании в южной части полуострова. Отсюда организованы регулярные перевозки до Северо-Курильска, а также по маршруту Соболево - Крутогорово - Ича.

Одновременно для развития наземной инфраструктуры авиакомпания арендовала аэродромы в Козыревске и Эссо, а впоследствии аэропорт в Эссо был выкуплен и в настоящий момент является круглогодичной отправной точкой, в первую очередь, для туристов, которые посещают Быстринский район. Из Эссо открыт регулярный рейс и в Палану.

Полеты любой сложности

В авиакомпании "Камчатские авиалинии" есть все возможности для выполнения главной своей задачи - перевозки грузов и пассажиров. "Кроме этого, за 17 лет работы предприятие освоило все виды работ по обслуживанию коммерческих и бюджетных организаций, - говорит Г. Полежаев, - а также социально-направленную деятельность по всем отраслям экономики Камчатского края".

Примеров тому не счесть. Вспомнить хотя бы разгрузку корабля в Палане в сложной ледовой обстановке. Командиром вертолета тогда был легендарный Владимир Самарский. Или спасательные работы в 1996 году по поиску Ил-76 Красноярского авиапредприятия. Этот самолет был обнаружен экипажем "Камчатских авиалиний" под управлением Александра Малейковича.

Поиск и обнаружение попавших в беду альпинистов, туристов, парашютистов, а также лесоохрана и патрулирование, строительные и монтажные работы, тушение пожаров, VIP-перевозки - все это неотъемлемая часть работы летчиков "Камчатских авиалиний". Отметим и авиационное обеспечение всех выборных кампаний на территории Камчатского края, а также геологических и сейсморазведочных работ.

А с 2008 года предприятие освоило новое дело, которое никем на Камчатке не выполнялось - авиационное обслуживание Западно-Камчатского шельфа. Для этого Казанским вертолетным заводом была произведена модернизация Ми-8 МТВ под международные требования полетов над морем. В работе на шельфе уже проявили себя экипажи вертолетов под руководством Евгения Носырева и Алексея Астротина.

Кстати, из года в год на Камчатке возрастает популярность горнолыжного вида спорта - хелли-ски, так вот основную массу отважных лыжников также обслуживают пилоты "Камчатских авиалиний". Вообще, работники авиакомпании - это самое большое богатство предприятия. "Без преувеличения могу сказать, что по уровню подготовки и профессионализма им нет конкурентов во всем Камчатском крае", - считает Г. Полежаев.

В авиапредприятии придерживаются принципа взаимовыручки. Специалисты - инженеры, техники - регулярно летают в Корякию, чтобы наладить оборудование и помочь своим коллегам решить технические вопросы.

Нельзя не сказать и о популярных туристских маршрутах, куда жители и гости полуострова попадают на вертолетах авиакомпании, - в Долину гейзеров, кальдеру вулкана Узон и многие другие. Причем извлечением прибыли, по словам гендиректора, предприятие не ограничивается. Например, в начале октября в Долину гейзеров абсолютно бесплатно слетали победители школьных олимпиад. Сделала такой подарок ребятам авиакомпания "Камчатские авиалинии"...

Самолетом в Эссо...

В планах на будущее - модернизировать аэропорт в Эссо, построить новое здание аэровокзала, отремонтировать взлетную полосу, вертолетные площадки. Также руководство авиакомпании планирует обратиться к теме самолетов. Есть идея сделать аэропорт в Эссо по типу хаба - узлового пункта, куда пассажиры слетаются, а затем разлетаются по назначению. Это облегчит жизнь туристам, которые отправляются в Эссо и вынуждены сегодня трястись по нескольку часов в автобусе. Самолетом в Эссо из Петропавловска можно будет долететь всего за час с небольшим.

Ну а кроме того, "Камчатские авиалинии" планируют закрепиться на газопроводе и на шельфе, а также, по возможности, расширять парк авиатехники. В первую очередь, за счет новых вертолетов повышенной грузоподъемности и комфортности.

Чем можем, тем поможем

Руководство "Камчатских авиалиний" неоднократно удостаивалось национальных премий "Лучший налогоплательщик", "Лидер экономики России", "Руководитель года" и др. На протяжении всего своего существования авиакомпания занимается благотворительной деятельностью. В частности, оказывало материальную помощь УВД Новгородской области, которое проводило акцию помощи детям погибших сотрудников милиции. Часть средств вложена и в памятник знаменитому генералу Ермолову - монумент установлен в Минеральных Водах.

Несколько лет подряд авиакомпания помогает Обществу Красного Креста. Постоянно оказывает спонсорскую помощь детским учреждениям и коллективам Тигильского и Быстринского районов Камчатки.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах