Примерное время чтения: 5 минут
64

Короли бензоколонок

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47 18/11/2008

На прошлой неделе в Петропавловске-Камчатском подешевел бензин. О том, что это когда-нибудь должно было произойти, много говорилось в последнее время. Десятки тысяч автомобилистов ждали этого чуда, хотя с трудом верили, что оно может случиться. Но оно случилось. Цены снизились на 50 копеек. Специалисты говорят, что это только начало...

Топливный бизнес считается одним из самых закрытых. Продавцы горючего почему-то не любят афишировать свою деятельность.

С тем, что они работают молча, жители полуострова постепенно свыклись. Привыкли мы и к тому, что цены на бензин и соляр постоянно растут. Об очередном их повышении мы обычно узнавали на автозаправках, уткнувшись носом в обновленный прейскурант. И в этот раз предприниматели не стали изменять традициям. Топливные цены опустились тихо и незначительно. Причем на Камчатке это произошло позднее, чем в других регионах страны.

Кто же формирует цены на топливо и стоит ли ждать дальнейшего их снижения? В этих вопросах попытался разобраться корреспондент "АиФ-Камчатка".

...Большинство камчатских компаний покупают топливо на Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе через посредника - "Востокнефтепродукт". И завод, и посредник принадлежат госкорпорации "Роснефть". На протяжении последних лет эта организация стабильно поднимала цены на свою продукцию. Соответственно на заправках дорожали бензин и соляр, а в магазинах - все остальные товары. Если учесть, что "Рос.нефть" - компания государ.ственная, власти, надо полагать, были в курсе событий, могли на них повлиять. Но по каким-то причинам этого не делали. Поэтому существует версия, что заоблачные цены на камчатских АЗС - следствие целенаправленной политики нашего государства.

Дефицитные емкости

Впрочем, есть и другое мнение. Сотрудник комиссии по борьбе с коррупцией Сергей Мылов полагает, что высокие цены выгодны региональному монополисту - "Камчатнефтепродукту". "Некоторые коммерсанты уже сегодня готовы поставлять в Петропавловск бензин Аи-92 по 22 тысяче рублей за тонну, - говорит С. Мылов. - Но не поставляют, потому что им негде его хранить. "Камчатнефтепродукт" крайне неохотно сдает в аренду свои терминалы, даже если они пустуют. А топливные емкости, соответствующие требованиям, в Петропавловске большой дефицит". Добавим, что еще в марте несколько предпринимателей написали письмо в Камчатское отделение "Общественного комитета по борьбе с коррупцией", обвинив "Камчатнефтепродукт" в том, что, пользуясь доминирующим положением, он пытается выдавить с рынка конкурентов.

Правда, эту точку зрения разделяют не все. Один из владельцев сети петропавловских АЗС охарактеризовал ситуацию следующим образом. "Любой коммерсант на месте "Камчатнефтепродукта" действовал бы точно так же... Тем более сегодня, когда на наш рынок активно внедряются московские фирмы. Они отбирают у нас часть прибыли и требуют, чтобы им шли навстречу, предоставляли емкости... Если они хотят здесь работать, пусть сами строят себе нефтебазу".

Логика в этих словах, безусловно, есть. Но жителям Камчатки, по большому счету, все равно, у кого покупать бензин - у местного монополиста или у московских магнатов. Главное, чтобы стоил он подешевле и чтобы топливный рынок был попрозрачнее. Если мы будем знать, что автозаправщики не кладут себе в карман сверхприбыли, тогда и отношение к ним изменится в лучшую сторону.

Большой секрет

Но пока, к сожалению, говорить об этом не приходится. "Камчатнефте.продукт", во всяком случае, "открываться" не спешит. На прошлой неделе мы попросили гендиректора компании А. Скидана прокомментировать ситуацию с ценами на топливо. Он отказался. Передал через секретаря: "Цены будут снижаться, а комментариев мы не даем". На следующий день цены действительно снизились. Но стоило ли из этого делать большой секрет? Позиция руководителей предприятия вызывает недоумение. Они редко что-нибудь комментируют. А их закрытость граничит с высокомерием. Мол, мы работаем как считаем нужным, а вы думайте что хотите...

Чтобы узнать схему поставок топлива на полуостров, нам пришлось обратиться к другим источникам. Вот что рассказал на условиях анонимности один из сотрудников крупной топливной компании. "Сейчас оптовая цена Аи-92 в "Восток.неф.те.продукте" - 21 тысяча руб. за тонну. Учитывая расходы, связанные с перевалкой и доставкой топлива, на Камчатке себестоимость тонны бензина составит порядка 24 тыс. 700 руб. На эту сумму накидываем рентабельность, допустим 10%, плюс розничную наценку еще 10-15%. Получается 30-31 тыс. руб. за тонну. В тонне примерно 1250 литров. Выходит, что за литр 92 бензина мы, по идее, должны платить 25-26 руб.".

А пока платим 31-32... По данным нашего источника, у "Камчатнефтепродукта" в закромах осталось очень много топлива, купленного по старой цене. Пока они его не реализуют, дешевого бензина мы не увидим. Когда это произойдет - одному "Камчатнефте.продукту" известно. Предположительно во второй половине декабря. Что ж, нам остается ждать, а ФАС и прокуратуре контролировать, чтобы новый бензин ненароком не стали продавать по старой цене.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах