Примерное время чтения: 6 минут
67

ШИкШа в шоколаде

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 22/10/2008

По идее, завтра, 23 октября, на Камчатке должен быть праздник. Что-то вроде дня дружбы. В этот день в 2005 году жители Камчатской области и Корякского автономного округа высказались на референдуме за объединение.

Накануне голосования на камчатцев обрушили небывалый рой обещаний. Для убедительности своим Указом N 1227 их подкрепил Президент РФ Владимир Путин. Обещанного, говорят, три года ждут. Завтра этот срок истечет...

Завершение рекон.струкции морского вокзала прописали в президентском указе отдельной строкой. Казалось бы, сделать это несложно - всего-то одно здание отремонтировать. В масштабах России - сущая мелочь. Но и с этим наши руководители не справились, подорвав доверие населения к нынешнему премьер-министру и лидеру главной партии страны. Указ подписан Путиным, а не местными чиновниками и депутатами, выходит, это он обещал. И не выполнил. Вертикаль не сработала.

По большому счету, в мор.вокзале сегодня нет острой необходимости. Жили мы без него десять лет и еще столько же проживем. Но беда в том, что разрушенное здание находится в двухстах метрах от центра города. Ежедневно его видят тысячи людей. В глазах горожан вокзал стал символом отношения к нашему краю со стороны региональных и центральных политиков. Они улыбаются с телеэкранов, многое обещают, убеждают, упрашивают - придите, проголосуйте.

А когда выборы или референдумы успешно заканчиваются, быстро о своих словах забывают. Обещать не значит жениться.

Кто не успел, тот опоздал

Впрочем, бывшей Камчатской области еще повезло. О нас (спасибо Вилючинску) в Москве периодически вспоминают. Иногда у нас бывают президенты, их советники и министры. С Корякией дело обстоит значительно хуже. До забытых богом северных поселков москвичи не доезжают. Может быть, поэтому ни один из пунктов указа, касавшихся КАО, до сих пор не исполнен. А ведь жители округа приняли в референдуме самое активное участие. На избирательные участки люди приходили целыми семьями. Их заманивали бесплатным чаем с печеньем и конфетами, кормили ухой. Больше они ничего не получили. Хотя в этом году в Корякии должны были бы вовсю кочегарить четыре новеньких мини-ТЭЦ. Их строительство началось, но не завершилось. В краевом правительстве всерьез задумались о целесообразности ввода объектов в эксплуатацию.

"В указе президента не спрашивали, нужны нам мини-ТЭЦ или нет. В нем черном по белому написано, что к 2008 году они должны работать", - негодует депутат Зак.собрания Василий Мышляев, признаваясь, правда, что все теплоцентрали, кроме паланской, действительно беспер.спективны. "Они начнут вырабатывать столько электроэнергии, что сбывать ее будет некому, - говорит В. Мышляев. - Для обслуживания мини-ТЭЦ потребуется не одна сотня квалифицированных специалистов, которых придется завозить из других регионов. А свободного жилья в округе нет, рабочих мест для членов их семей - тоже. Учитывая, что сегодня мы не можем вовремя платить зарплату коммунальщикам, вряд ли нам удастся заинтересовать приезжие кадры..." Логика в этих словах, безусловно, есть. Но стоило ли в таком случае тратить на котельные столько сил, средств (около двух миллиардов рублей уже освоено), беспокоить по этому поводу президента? Может, эффективнее было бы сконцентрировать внимание на чем-то другом? Например, на строительстве взлетно-посадочной полосы и аэропорта в Палане, о которых тоже сказано в президентском указе. Но за три года там и метра асфальта не уложили. Не получили в Корякии и обещанных самолетов с вертолетами. Даже расписания авиадвижения в округе сегодня не существует. Иногда летательные аппараты перемещаются из поселка в поселок. Успеет человек запрыгнуть в старенький вертолет - хорошо. Не успеет - будет ждать следующего рейса. А когда он случится - никому не известно.

Столица для безработных

Отношение к объединению среди жителей корякских поселков сегодня неоднозначное. С одной стороны, ничего не выиграли, но с другой - вроде и не проиграли. Проигрывать-то особенно нечего. Как жили бедно и недолго, так и живут. Работы нет, зато в магазинах есть водка, а в речках пока еще водится лосось. Правда, ловить его теперь можно не всем. "В этом году русскому населению запретили вылов рыбы для собственных нужд, - пишет в "АиФ" читатель из Оссоры Валерий Целых. - Мы что, стали лучше жить? Или у нас появились новые рабочие места? Или поменялся климат и стало возможным заниматься сельским хозяйством? Все осталось на прежних местах и даже стало еще хуже... Почему последние 15 лет такой лов был возможен, а теперь стал противозаконен? Или это стало плодом присоединения КАО к Камчатской области? Почему в таких ситуациях разменной монетой оказываются простые люди, интересы которых постоянно ущемляют?"

Не повезло и автомобилистам. Раньше Корякия была 82-м регионом, после объединения стала 41-м. Водителям приходится менять номера машин и техпаспорта. У местных гаишников полномочия урезали, поэтому они отправляют документы в Петропавловск. На все про все уходит несколько месяцев. У водителей возникает дилемма - либо на это время ставить машину на прикол, либо продолжать ездить, нарушая закон. Говорят, что 80% выбирают второй вариант.

Больше других пострадала окружная столица Палана. Раньше это был поселок чиновников, сейчас - безработных. Представительства федеральных структур закрыли. А ведь в них трудились не только чиновники, но и простые граждане и гражданки - секретарши, уборщицы и т. д. Сейчас они не у дел.

Паланские магазины обвешаны объявлениями "продам квартиру, машину, холодильник". Бывшие чиновники избавляются от имущества и уезжают. Некоторые на материк, но большинство - в Елизово или Петропавловск. Однако и здесь не все могут найти работу. В привилегированном положении оказались корякские члены "Единой России". Правящая партия своим помогает. Но в распущенной ныне окружной Думе половина депутатов представляла коммунистическую оппозицию. Им теперь совсем туго. "У нас здесь не бюро трудоустройства", - заявил один высокопоставленный краевой руководитель.

Бессменный лидер левого движения в Корякии Нина Солодякова о результатах референдума, тем не менее, не жалеет. "Полуостров должен быть единым, - считает Нина Ивановна. - Хотя я, конечно, ожидала, что подход к автономии будет иным - государ.ственным. Но ошиблась. На месте окружной администрации создали министерство, которое, по сути, ничего не решает. Теперь из Петропавловска приезжают чиновники и учат нас работать. Говорят, мы должны, как на Аляске, продавать шикшу в шоколаде. Я уже не могу это слышать, но, наверное, им больше нечего предложить..."

Фото Анастасии ЕРОХИНОЙ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах