Примерное время чтения: 6 минут
58

Место землетрясения изменить нельзя...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 15/07/2008

Сумеют ли сейсмологи предсказывать время и место будущих землетрясений, почему чиновники неохотно выделяют средства на научные исследования, какие зарплаты у молодых ученых, чем российские специалисты отличаются от американских? Об этом академик Гордеев рассказал корреспонденту "АиФ-Камчатка".

Сначала деньги, потом прогноз

- Евгений Ильич, за 46 лет работы института прогнозировать землетрясения ученые так и не научились. Нет ощущения, что столько времени и сил было потрачено зря?

- Конечно же, нет. Прогноза, как системы, действительно пока не существует и еще долго не будет существовать. Но определение предвестников землетрясений, аномалий в геофизических полях - реальность уже сегодня. Причем именно на Камчатке в этом направлении накоплен максимальный опыт. Теперь наша задача - развивать сеть наблюдений, систематизировать и анализировать полученные данные. Для этого нужны серьезные средства - сейсмостанции очень дорого стоят, а их обслуживание обходится еще дороже. Но беда в том, что чиновники, причем не только в России, но, насколько я знаю, и в других странах, готовы выделять деньги на исследования при условии, что получат быстрые результаты. А наука о земле изучает процессы, которые протекают сотни тысяч лет. Оперативно собрать о них материалы невозможно.

- Когда-нибудь ученые смогут точно определять время, место и силу будущего землетрясения?

- Одни специалисты полагают, что это произойдет в середине XXI века, другие - что во второй его половине. Но, на мой взгляд, оценка сейсмической опасности, которую мы научились делать уже довольно давно, более важна, чем краткосрочный прогноз. Это так называемое сейсморайонирование - определение степени риска для какой-либо территории. Основываясь на наших данных, власти, например, могут решить - где возводить дома повышенной прочности, где обычной, а где их вообще лучше не строить.

Сегодня необычное время

- Работая в институте, вы застали и годы развитого социализма, и разруху 90-х, и нынешние более или менее стабильные времена. Политические перемены отражались на деятельности камчатских ученых?

- Советский период был самым беззаботным: устойчивое финансирование, стандартные зарплаты, ни потрясений, ни взлетов, ни падений. Пожалуй, единственное, чего нам тогда катастрофически не хватало, - это современной аппаратуры. Отечественная промышленность ее не выпускала, а покупать западные образцы нам не разрешали. Приходилось как-то выкручиваться, делать приборы самостоятельно.

В 90-е годы наступил упадок. Квалифицированные сотрудники увольнялись. Многие уехали - кто-то на материк, а кто-то и за границу.

Сейчас тоже необычное время. Чтобы привлечь молодых специалистов, стали повышать заработную плату, но все остальные статьи расходов - сокращают. Складывается парадоксальная ситуация - 80 % нашего бюджета уходит на зарплату, и только 20 % - на научные исследования.

- Какая зарплата сегодня у молодого кандидата наук?

- Порядка 30 тысяч. Но это учитывая камчатские коэффициенты. На материке, я думаю, кандидат получает тысяч 12.

- Квалификация молодых специалистов вас устраивает?

- Не всегда. Мы недавно посчитали, что за годы существования института в нем работали 136 выпускников МГУ. Именно эта школа позволила нам добиваться достойных результатов. Сейчас же мы не можем приглашать иногородних специалистов, потому что у нас нет возможности обеспечить их жильем.

Кафедра геологии и геофизики есть и в Камчатском гос.университете, но уровень образования там, к сожалению, очень низкий. А не понимая основ физики, математики и химии, молодым людям сложно заниматься изучением явлений природы. Впрочем, это не столько вина нашего университета, сколько его несчастье - молодежь после школы приходит в вузы абсолютно не подготовленной.

В России - комфортнее

- Евгений Ильич, вы сказали, что некоторые из ваших коллег уехали за границу. У вас не было желания последовать их примеру?

- Нет. Я достаточно часто бываю за рубежом и сделал вывод, что у нас комфортнее заниматься наукой. В Америке исследования - это соревнование, гонка. Ученые стараются как можно скорее опубликовать результаты своей работы, даже если они еще очень сырые. В России другой менталитет и подход к науке другой.

- Вы можете назвать самое выдающееся научное достижение в мировой истории?

- В XX веке было много выдающихся открытий, те же полупроводники, которые привели к созданию вычислительной техники, компьютерных систем. Но самое значительное научное достижение, которое резко изменило веками существующий миропорядок, - это открытие ядерной энергии.

- А в вашей научной жизни были моменты, когда хотелось крикнуть "Эврика!"?

- Крикнуть мне никогда не хотелось, но ощущения радости и удовольствия, конечно, бывали, хотя и происходило это нечасто. Могу вспомнить случай, когда мы, проработав всю ночь, сумели сформулировать источник сейсмического сигнала.

- Что значит источник сейсмического сигнала?

- Это определенное место, например, трещины в земной коре, откуда излучаются сейсмические волны. Нам удалось описать этот процесс в виде математических формул.

- Каждый спортсмен мечтает стать олимпийским чемпионом, солдат - генералом, а ученый, надо полагать, - академиком. Можно сказать, что вы добились того, к чему стремились?

- Это не совсем корректное сравнение. В спорте надо быстрее пробежать, выше прыгнуть. Очень большое значение имеют личные качества атлета, его физические данные, подготовка в данный момент времени.

Академиков же выбирают путем тайного голосования членов Академии наук. И здесь от кандидатов ничего не зависит. Рассматривается не конкретный человек, а то, чего он сумел добиться в науке. У кого больше достижений, тот, как правило, и выигрывает голосование.

Могу сказать, что в моей жизни после выборов ничего не изменилось. Разве что возможностей помогать институту и развивать камчатскую науку теперь, я надеюсь, станет больше.

БЛИЦ-ОПРОС

- Евгений Ильич, вы в школе хорошо учились?

- Окончил с серебряной медалью.

- Почему вы выбрали физический факультет МГУ?

- Физика тогда была в моде. Считалось, что это романтическая специальность. Космонавтика, ядерщики, фильм "Девять дней одного года", много чего было намешано.

- Конкурс при поступлении в университет был большой?

- 17 человек на место.

- Дети не пошли по вашим стопам?

- Сын тоже окончил физфак МГУ, но науке предпочел бизнес. Дочь окончила колледж на Камчатке.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах