Примерное время чтения: 5 минут
291

Дмитрий Кравченко: "Предупредили соседей и попрятали собак..."

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 24/06/2008

В свои 33 года Дмитрий Кравченко успел стать лауреатом многих камчатских музыкальных конкурсов. Его произведения использованы шведским телевидением в документальном фильме "По следам Стена Бергмана" (2002 г., режиссер Лена Хаглунд). Музыка Кравченко звучит в первом камчатском художественном фильме "Ахвалахи" (2003 г., режиссер Сергей Власенко).

Именно он записал участников областного фольклорного фестиваля "Золотые родники", а также многих корякских, ительменских и эвенских исполнителей родовых песен - они вошли в серию из девяти компакт-дисков "Этническая музыка Камчатки".

Нервный бубен рвется в небо...

- Дима, "Этническая музыка Камчатки" - проект, бесспорно, уникальный. Не только для нашего края, но и для всей России. Как появилась столь необычная для нынешнего времени идея? Легко ли воплощалась?

- Мелодии и ритмы коренных жителей Камчатки - истинное украшение нашей камчатской земли, ее история. Многие из них хорошо известны миру благодаря творчеству таких именитых ансамблей, как "Мэнго", "Эльвель", "Нургэнэк", "Ангт", "Нулгур", "Лач". Но на каком-то этапе появилось ощущение, что поиск фольклора, который еще, к счастью, жив в самых дальних уголках полуострова, затормозился. Многие довольствуются тем, что уже давно найдено, апробировано на сцене. А в это же время где-то там, в северных далях, уходят из жизни редкостные носители родовых песен, которые звучали лишь в узком семейном кругу.

К сожалению, у нас нет особой программы по изучению культуры аборигенов. Нет уже и таких великих энтузиастов, как поэт Георгий Поротов или хореограф Александр Гиль, которые каждую найденную крупицу народного творчества превращали, как волшебники, в бесценное достояние всего народа. Но все же раз в два года в Петропавловске проводится фестиваль "Золотые родники". На него (с учетом финансовых возможностей) собираются национальные коллективы из разных районов Камчатки. Порой здесь появляются редкостные самородки, которые мгновенно пленяют зрителей своей самобытностью и невиданными ранее художественными откровениями. На одном из таких фестивалей ко мне и обратился камчатский предприниматель Павел Лазовских: "Дим, а почему бы нам их не записать?"

Сказано - сделано. На нашей даче оборудовали звукозаписывающую студию. Предупредили соседей, по-прятали собак. И действо началось! Представь: тихая осенняя ночь, луна. Возле слабоосвещенного крыльца у микрофона начинает с шаманским неистовством "камлать" знаменитый ительменский танцор Леонид Сысоев, подражая обитателям тундры. Нервный бубен рвется в небо. Могучее горловое пение будоражит листву. Зрелище магическое, завораживающее. А когда записывали ковранский ансамбль "Эльвель" (дело было днем), для соседей вообще праздник получился. Собрались дачники со всех сторон, стояли неподвижно, долго...

Мы сделали тогда хороший сборник. Но понятно, что одних участников "Золотых родников" нам показалось мало. И Лазовских (снова за свои деньги) отправил меня в Карагинский район. Я впервые попал в Корякию. Хлебнул "экзотики" всласть! Плыл на утхлом баркасе, трясся в "трюме" грохочущего вездехода (и везде - с аппаратурой, мини-электростанцией). Удалось услышать-записать редких мастеров. Особая гордость этой поездки - родовые мелодии Марии Иннокентьевны Притчиной. "Женщина моря" - так впоследствии мы назвали диск этой уникальной корякской мастерицы, которой уже, увы, нет в живых.

- Девять дисков - это свыше десяти часов самобытной этнической музыки! А ты говоришь: нет энтузиастов. Но можно ли теперь ставить точку?

- Работа продолжается. Сейчас готовятся к выпуску еще два диска - с родовыми мелодиями камчатских эвенов. Но если говорить всерьез, то не может один-единственный и не очень состоятельный продюсер осуществить проект, которому, безусловно, необходима государственная поддержка. Еще много богатств сокрыто в самых отдаленных, полузабытых селах Корякского округа. Только что краса Камчатки - Долина гейзеров - вошла в список семи чудес России. Уверен: каждая родовая мелодия, дошедшая до нас из глубины столетий, - не меньшее чудо.

Музыка и история

- Дима, а откуда у тебя, русского парня, столь необычная увлеченность фольклором коряков, ительменов, чукчей? Неужели недостаточно сходить на концерт того же "Мэнго", окунуться на минутку в северную экзотику и чувствовать себя обогащенным?

- Я родился в Петропавловске. Бывал на вулканах, в той же Долине гейзеров. Но понимаю, что видел лишь малую частичку тех красот, из которых состоит Камчатка. Так и в искусстве. Аборигены полуострова потому и называются коренными народами: они - естественная, органичная часть мира, в котором живут.

- Ты сразу, с юных лет увлекся музыкой?

- Все происходило постепенно и, возможно, поначалу на каком-то интуитивном уровне. Конечно, музыкальная школа изначально в моей жизни присутствовала (Родители Дмитрия - известные камчатские педагоги и музыканты Анна Дмитриевна и Валерий Трофимович Кравченко. - С.К.). Но после школы пошёл и закончил в нашем педагогическом институте исторический факультет. Какое-то время находился в свободном плавании, а потом в моей судьбе появился маленький частный театр кукол "Театр-Ал". Юридически он обитал под крышей моей однокомнатной квартиры. Идейным вдохновителем был небезызвестный режиссер Алексей Васильченко. Труппа состояла из трёх человек. Сейчас это - ведущие камчатские актеры Олег Бойко, Олег Миронов и Татьяна Авраменко.

Сейчас работаю звукорежиссером Камчатского художественного центра творчества детей и молодежи "Рассветы Камчатки", где есть хорошо оборудованная студия звукозаписи.

В общем, музыкальная стихия полностью вытеснила из меня историка.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах