Примерное время чтения: 8 минут
2113

Снежные ступени острова Ратманова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 13/05/2008

Наш корреспондент побывал на краю земли

С большим интересом читаем репортажи Юлии Самцовой с Чукотки - очень любопытно знать, как живут наши соседи. А из прошлого номера "АиФ-Камчатка" узнали, что журналистка умудрилась еще водрузить флаг нашей любимой газеты на острове Ратманова. Нельзя ли узнать подробности? Н. Дорофеева, Елизово

В самом деле, кроме столицы Чукотки Анадыря и поселка Лаврентия, о которых вы могли узнать в предыдущих номерах газеты, наш корреспондент побывала и на острове Ратманова. Читайте очередной репортаж.

...До острова Ратманова, самой восточной точки России, от поселка Лаврентия всего полчаса по небу. Однако добравшись туда, вертолетчики, как правило, не глушат двигатели, стараясь не задерживаться дольше 10-15 минут. Иначе из-за капризов погоды, которая на Чукотке меняется по несколько раз в час, на острове можно застрять месяца на два.

Редакция "АиФ-Камчатка" шефствует над пограничной заставой, расположенной на Ратманова, уже 5 лет.

Поэтому нынешний наш визит на край земли российской был посвящен не только 30-летию еженедельника, но и этому маленькому поводу. Судя по погоде в тот день, на небесах тоже были не против присоединиться к торжеству. Еще перед посадкой в вертолет нам сообщили, что в распоряжении "АиФа" будет около двух часов. И мы успеем не только познакомиться с воинами-новичками заставы, вручить пограничникам подарки от редакции, но и водрузить над вечной мерзлотой юбилейный флаг газеты.

197 ступеней

Ми-8" на Ратманова всегда встречают чуть ли не всем личным составом. Из-за близости Берингова моря (взлетная полоса располагается на высоте 150 метров над его уровнем) ветер здесь дует постоянно, достигая 10-20 метров в секунду. Сама же застава - в низине и окружена с трех сторон горами. Весь груз, который доставляется сюда, в основном, вертолетами (в короткие дни навигации его еще завозят морем), приходится спускать к заставе в несколько приемов. Сначала несколько сотен метров на вездеходе, а затем по лестнице в 197 ступеней, вырубленной в почти отвесной скале.

"Самое интересное начинается, когда мы привозим сюда 1,5-тонные бочки с дизельным топливом. Чтобы спустить одну такую вниз, приходится потрудиться всему личному составу", - рассказывает командир экипажа "Ми-8" Валерий Мильков. На "нашем" борту груз был не настолько тяжелым, поэтому бойцы привычными движениями за считанные минуты освободили вертолет. Еще немного времени, и мы очутились на самой заставе. Обернувшись назад, ловлю себя на мысли, что обратно в гору мы так просто не поднимемся - зимой "Лестница жизни" вырубается в снегу, поэтому ступени не всегда получаются ровными.

"У нас целую неделю снег шел, мы с трудом успели откопаться к вашему прилету, боялись, что ступени сделать не успеем", - признался потом старший прапорщик Сергей Колобов.

300 литров талой воды в сутки

Сколько человек служит на самой дальней российской погранзаставе, я вам не скажу (военная тайна!). Чтобы не устать от унылого северного однообразия (ни других людей, ни магазинов, ни тем более развлекательных центров на острове нет), военнослужащие часто меняются "ролями". Радиотехник Андрей Скударнов, например, время от времени надевает фартук повара и готовит еду для всей заставы. За этим занятием мы его и застали. "Здесь у нас такой принцип: выполняя свою работу, каждый может ходить в наряды, быть дежурным, нести службу на посту технического наблюдения или на дизельной, стоять у плиты, в общем, в любой момент заменить товарища", - говорит старший сержант Скударнов.

По словам Андрея, в короткий период навигации на заставу завозятся все необходимые продукты. Потом, когда Берингово море покрывается льдом, вертолеты регулярно доставляют овощи, яйца, рыбу. Хотя на острове практически нет большой растительности, мелкой - грибов и ягод - хватает. "Вот только на зиму запасать их не получается - варенье, компоты и заготовленные грибы съедаются здесь еще до наступления зимы", - улыбается Владислав Гурин, который служил начальником на заставе Ратманова более трех лет, а полгода назад перевелся в Анадырь.

Если с поставками продуктов здесь все нормально, то с водой проблемы есть. На острове всего одна речушка, от которой поближе к зданию заставы подведены трубы. Летом воду для хозяйственных и питьевых нужд носят ведрами. А вот зимой, когда ручей замерзает, приходится запасать снег: его вырубают блоками, которыми наполняют бочки, где постепенно образуется талая вода. В сутки на заставе тратят около 300 литров воды, в банные дни - в 5-6 раз больше.

Телевидение - наше, радио - "буржуйское"

Телеантенна здесь ловит всего 4 канала (российских), причем "пульт" - принимающая аппаратура - располагается в нескольких километрах от заставы. "Чтобы переключить телевизор на другой канал, надо идти туда. Поэтому мы неделю смотрим один канал, пока он не надоест, а потом отправляем кого-то на приемный пункт", - рассказывают военнослужащие.

А вот с российским радио никак. Зато здесь ловится все "буржуйское" - от "Голоса Америки" до японских и немецких станций.

Проблема отсутствия кабельных телеканалов решается просто: в комнате отдыха - фильмотека, которая собиралась многими годами: фильмы из отпусков, подарки от начальства и шефов из "АиФ-Камчатка". Книг здесь тоже немало. Но технический прогресс дошел и до Ратманова - в последнее время у пограничников появилось новое увлечение. "Почти у каждого из нас есть ноутбук, поэтому мы часто подключаем компьютеры в локальную сеть и по вечерам играем в сетевые игры. Последняя забава, в которую с удовольствием играли - это "Сталкер", - рассказывает начальник погранзаставы Михаил Еремин. В хорошую погоду пограничники устраивают соревнования по футболу и волейболу. Есть здесь и настольный теннис, и спортзал, где практически все снаряды сделаны собственными руками.

Женихи хоть куда

Гости с материка на Ратманова - большая редкость. Еще сюда приезжает начальство с проверками, которым, кстати, личный состав заставы очень радуется - как-никак, новые люди, новая информация. "Но чаще людей мы видим белых медведей, - смеются бойцы. - Пару дней назад, например, на остров забрели медведица с двумя медвежатами".

Дефицит человеческого общения здесь выдерживают не все. Есть примеры, когда пограничники, прослужив на Ратманова всего полгода, просили перевода в более "населенные" места. В среднем же на заставе служат по 3-4 года. Впрочем, бывают и исключения: старшие прапорщики Ожиганов и Тупенин провели здесь по 8 лет.

При всей специфике службы на Ратманова желающих попасть сюда немало. "Это единственное подразделение в нашей части, которое непосредственно охраняет границу с сопредельным государством, - отмечает начальник заставы Михаил Еремин. - Отсюда можно увидеть США глазами. Ну, и конечно, еще одна из причин - возможность накопить денег". Это верно - тратить зарплату на острове Ратманова некуда. Лишь время от времени, желая отведать свежих фруктов или овощей, бойцы заказывают их из ближайшего поселка - Лаврентия.

За несколько лет несения службы зарплата здесь накапливается неплохая - контрактникам начисляют от 40 тысяч в месяц, прапорщикам и офицерам - в 1,5-2 раза больше.

А еще никто из здешних военнослужащих пока не женат. Может, потому, что жить семьям на заставе негде. Опять же пока - этим летом планируется начать масштабное строительство. В планах новое административное здание офисного типа, старое будет переделано в комфортный жилой дом. Также будут сооружены новая дизельная станция с современными системами автоматизации, система видеонаблюдения за прилегающей акваторией. "Уже в начале июля сюда начнут завозить строительные материалы", - сказал представитель командования полковник Сергей Махорин.

А до лучших времен пограничники поживут и поработают в небольшом двухэтажном здании, бывшей метеостанции, откуда метеорологи съехали несколько лет назад.

...Два часа прошло. Наш визит заканчивается построением на плацу с торжественным вручением подарков от "АиФа". И - наверх, через 197 ступенек к вертолету. Обратный путь действительно намного тяжелее. Вдруг ставший тяжелым фотоаппарат на груди и рюкзак на спине тянут вниз, ноги проваливаются в снег, а лестнице - ни конца, ни края. А летчики торопят - погода ухудшается... Наш "Ми-8" улетел, а пограничники остались.

Кстати

Взлетно-посадочная полоса на острове Ратманова представляет собой пятачок 20 на 20 метров. Из-за постоянного и меняющего свои направления ветра раньше авиаторы груз и почту сбрасывали с высоты. Однажды самолет, сбросив груз и начав разворачиваться, попал в облачность, зацепил скалу. Останки самолета лежат на острове Ратманова до сих пор.

От редакции

Эта поездка на о. Ратманова не могла бы состоятся без помощи пограничников "АиФу". За что мы благодарим начальника Регионального пограничного управления ФСБ РФ по ДФО генерал-полковника В.В. Путова, начальника Северо-Восточного пограничного управления Береговой охраны ФСБ РФ генерал-лейтенанта А.А. Лебедева, полковников С.А. Махорина, В.П. Иванчука, подполковника А.В. Клименко и многих других военнослужащих.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах