Примерное время чтения: 6 минут
80

Кто ответит за грязные подъезды?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23 06/06/2007

С 21 по 25 мая Роспотребнадзор проводил в Петропавловске горячую линию по вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ.

Это совершенно новое дело произвело настоящий переполох среди горожан. Что делать, если в квартире стены протекают и поражены грибком, к кому обращаться с жалобами на некачественное обслуживание дома, с чего вообще нужно начинать решать проблемы - подобных вопросов было несколько десятков, и не всегда удавалось доказать жильцам, что именно от их активности будет зависеть результат.

Как рассказала заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Камчатской области Ирина Васильева, правовая и техническая неграмотность населения - главные проблемы, с которыми столкнулись специалисты. Граждане не видят разницы между собственником, нанимателем или пользователем , а именно с этого начинаются жилищно-правовые отношения. Вопрос - читали ли вы "Жилищный кодекс" - попросту ставил всех в тупик. Кроме этого, граждане абсолютно не ориентируются в технических терминах, поэтому "переписка" с ЖЭУ, РЭУ подчас длится годами. "Но состояние жилья в Камчатской области таково, - говорит Ирина Юрьевна, - что если человек надеется на кого-то, то он глубоко заблуждается. Жильцам самим необходимо вникать во все нюансы, иначе реформа ЖКХ не сдвинется с места никогда".

Нормативный вакуум

Между тем во время горячей линии возникла другая проблема - оказалось, что в соответствии с имеющимся Законом "О защите прав потребителей" ответить на вопросы, касающиеся состояния нашего коммунального хозяйства, практически невозможно. Например, в определенной квартире возникает та или иная ситуация, жильцы вызывают работников ЖЭУ, они составляют акт осмотра жилого помещения, а потребитель с ним не согласен. Возникает спор, который может разрешить только независимая экспертиза. Но, во-первых, эта процедура длительная, а во-вторых, дорогостоящая, кроме этого, сложен организационный момент, потому что трудно найти самого эксперта. И потом, у дома, которому 40-50 лет, гарантийного срока просто быть не может. Не определен гарантийный срок и на текущие ремонтные работы, которые все регулярно оплачивают.

Более того, все претензии потребителей, как считают специалисты, должны классифицироваться по степени их важности. Однако сегодня нет ясности, чем именно коммунальные службы должны заниматься в первую очередь, - отоплением, водоснабжением или же установкой антенны для приема спутникового телевидения. Хотя главными должны стать именно услуги жизнеобеспечения. Но что делать, если этих услуг вообще нет в квартире потребителя? Постановлением правительства предусмотрено, что в этом случае исполнитель обязан снижать размер квартплаты, но механизма, как это сделать, нет.

- Допустим, в квартире холодно, работники ЖЭУ составляют акт, - говорит И. Васильева, - но не понятно, каким образом определять промежуток времени, за который жилец может предъявить претензии - с момента заявки или с момента составления акта? Получается, что нормативных документов много, а четких положений, как реализовать механизм работы с потребителями услуг ЖКХ, в настоящий момент не выработано.

Еще один вопрос, с которым сталкиваются горожане, - существование множества организаций, занимающихся жилищными проблемами. Это Государственная жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура в части тарифов, строительно-экспертные организации, непосредственно исполнитель и даже Торгово-промышленная палата в части проведения экспертных исследований. В итоге потребитель находится в полной растерянности.

Решение проблем - дело жильцов?

Горячая линия стала своего рода анализом наиболее актуальных жилищных проблем в Петропавловске. В частности, очень много вопросов касалось услуг по оплате жилья в общежитиях. Выяснилось, что этот жилищный фонд в нашем городе достаточно велик. В общежитиях продолжает проживать огромное количество семей, пожилых людей. Общая проблема всех жалоб - отсутствие доказательной базы непредоставления услуг, и кроме общих рекомендаций о том, что нужно вызвать техника ЖЭУ и составить соответствующий акт, потребителям сейчас дать, к сожалению, нечего. Специалисты пытались объяснить, как правильно сформировать доказательную базу, которая может быть использована в суде для возмещения ущерба, - это свидетельские показания, фото- и видеоматериалы.

Еще один пример. На "линию" позвонил горожанин, который в августе прошлого года купил квартиру. Он сразу же вызвал представителей ЖЭУ, которые составили акт о том, что владелец квартиры не пользуется ГВС из системы отопления. Тем не менее, с октября, когда в Петропавловске начался отопительный сезон, ему регулярно начали приходить квитанции, согласно которым горячее водоснабжение происходило, и тариф соответственно умножался на количество проживающих в квартире жильцов. Гражданин безуспешно обращался в РКЦ, и это противостояние длилось более полугода. Эту проблему, в конце концов, удалось решить - во многом благодаря самому жильцу и его активности.

Поможет активность жильцов

Примечательно, что жители консультировались не только по личным проблемам. Многие были озабочены уборкой своих подъездов, озеленением территории. Например, одна из женщин сообщила, что на придомовой территории уже долгое время стоит брошенный грузовик, который представляет опасность в первую очередь для любопытных детей. Вопрос также был решен, но разве мало на наших улицах бесхозного имущества?

Но больше всего обращений поступило по содержанию жилья. К примеру, жительницу многоквартирного дома интересовала периодичность уборки подъездов.

- Отвечая на этот вопрос, - говорят в Роспотребнадзоре, - мы открыли постановление главы Петропавловска, где сказано, что верхние этажи подметаются два раза в неделю, нижние - три раза в неделю, и влажная уборка подъездов осуществляется один раз в год весной. Сейчас, кстати, именно такой период, когда наши подъезды должны сверкать. Но звонившая женщина была в ужасе: как мэрия могла утвердить требования, которые вынуждают людей жить в грязи?

Кстати, в Санкт-Петербурге утверждены нормативы качества оказания услуг по содержанию жилья постановлением губернатора! В нашем городе об этом пока никто не думал...

Таким образом, в Роспотребнадзоре отмечают, что эти и многие другие вопросы необходимо решать только совместно с самими жителями, чтобы они проявляли заинтересованность в качестве предоставляемых им коммунальных услуг. А специалисты, в свою очередь, обещают сделать все возможное, чтобы петропавловцы получали максимум информации, и надеются, что к ним присоединятся и городские власти.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах