Примерное время чтения: 5 минут
114

Детектив был честным

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 08/11/2006

17 октября на Камчатке официально завершилась путина-2006. Сказать, что она была спокойной - значит, приукрасить действительность.

На самом деле добыча тихоокеанских лососей проходила много сумбурней и скандальнее обычного. Во-первых, началась путина в середине июня - с опозданием почти в две недели, хотя браконьеры активизировались еще двадцатых числах мая. Во-вторых, на восточном побережье рыбаков ожидал полный провал, а на западном - приходилось выбивать дополнительные лимиты.

В результате предприятия области освоили чуть более 81 т квот (57%), притом, что было выделено лимитов почти на 142 т рыбы. Но больше всех проблем рыбаки испытали из-за разрозненных контролирующих организаций, которые до сих пор не могут определиться, кто и за что отвечает. Сотрудники одной структуры периодически попадают под следствие за превышение полномочий, работники другой находятся с ними "в контрах", потому что претендуют на возвращение сферы влияния. Третьи молча ловят нарушителей, стреляя на поражение. Четвертые - милиция - традиционно объявляют операцию "Путина" и пытаются обуздать браконьерство за скудные ассигнования из областной казны. Впрочем, начальник УВД Александр Федоров и сам отличился на радость недоброжелателей - за то, что "вместо борьбы преступностью, занимался киносъемками". Причем "делал это с завидным постоянством", как гласили анонимные послания. На орехи ему досталось за участие в передаче "Честный детектив" и "профанацию", которая, по мнению недругов, прыскала из каждого смонтированного кадра. Фильм о борьбе с браконьерами был показан всей России в прошлом году, однако, кажется, кому-то действительно хотелось переместить центр внимания, поэтому в этом сезоне "кино для всех" имело негативное продолжение, причем с повтором. По этой причине понятно желание главных борцов с преступностью забыть этот факт, как страшный сон. Как понятно и то, почему вопросы, возникшие после просмотра телепрограмм, так и оставались висеть в воздухе, - ведь комментариев А. Федоров не давал. В конце прошлой недели он самолично огласил первые итоги путины-2006, и наш корреспондент решил воспользоваться случаем, чтобы узнать, зачем понадобился начальнику Камчатского УВД такой странный "двойной пиар".

- Александр Владимирович, это правда, что скандальный телезахват браконьеров с вашим участием был чистой воды постановкой?

- Да, это был постановочный сюжет, - начальник ничуть не смутился, - потому что корреспондент российского телеканала Эдуард Петров приехал в прошлом году, когда путина уже закончилась. Фильм полностью смонтирован - где-то постановка, где-то документальная фактура. В одном из кадров ясно видна Авачинская бухта - какая погоня может быть в бухте?! А СОБРовцы бегут в камеру - браконьеры что ли, по-вашему, снимали? Смысл передачи был в том, чтобы показать проблему браконьерства, а не в том, что начальник ловит их собственными руками. Мы хотели, чтобы люди представляли себе, как идет борьба с рыбной преступностью. Что здесь крамольного? Но нет, когда вышел первый фильм, стали распространяться анонимки, якобы Федоров поймал браконьеров, продал икру, а деньги заплатил журналистам, чтобы они его сняли во всей боевой красе. Но "утка" не прошла.

- Ходили слухи, что вы "доживаете" последние дни на своем посту...

- Приезжали две комиссии, которые ничего не выявили. Я лично докладывал министру МВД о ситуации. По "фактам" второй передачи вообще ничего не было - руководство прекрасно осведомлено, ЧТО творится на Камчатке. Здесь практически нет фирм, которые бы работали честно. Но показатели по борьбе с браконьерством с 2003 г. постоянно увеличиваются. Мы ведь не просто гоняем бродяг - мы занимаемся и крупными фирмами. И многим моим "друзьям", естественно, неймётся...

В нынешнем году, по словам А. Федорова, в их ведомстве "абсолютный рост по всем показателям", однако проблемы, копившиеся годами, продолжают оставаться. Среди них - устаревшие нормативные акты. Также нет документов, которые бы упорядочивали таможенное оформление рыбы при вывозе за рубеж и регулировали вопросы хранения конфискованной продукции. (Как рассказал нам А. Федоров, недавно "поймали" крупную фирму, возбудили уголовное дело. Арестовали 200 т рыбы, но вывезти ее не представлялось возможным, поэтому оставили на хранение. Но продукция была продана в Японию...)

Другой вопрос - утечка информации. Пока милиция прибывает на место, в проверяемых цехах наводят чистоту до блеска. Необходимо, чтобы браконьеры получали соответствующее наказание. "70% дел заканчиваются условными сроками 1-1,5 года, остальные платят штрафы либо отправляются на исправительные работы. Статья, по которой судят браконьеров, не квалифицируется как тяжкая.

"Нет моральной удовлетворенности" в том числе и потому, что отсутствует механизм реализации конфискованной продукции.

Еще одна проблема - коррупция в контролирующих органах. За последние два года, по словам А. Федорова, было привлечено к ответственности свыше десятка работников бывшего Рыбвода и Россельхознадзора - за халатность, "натуральный обмен" за "правильную" проверку и даже подделку дипломов при устройстве на работу.

Что касается рыбных предприятий, то "сплошь и рядом" фальсификация документов - продали рыбу за 4 доллара/килограмм, а по документам - 2 доллара...

"Выявлять подобные преступления крайне тяжело, - сказал А. Федоров, - однако тактика и методы работы милиции постоянно совершенствуются, так что скоро будем падать браконьерам прямо на голову".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах