Примерное время чтения: 4 минуты
100

На такси до Магадана

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 24/10/2006

На недавнем заседании президиума Госсовета РФ губернатор Корякии О. Кожемяко предложил начать строительство автомагистрали "Петропавловск - Анадырь - Магадан".

Будем откровенны, если бы подобную идею выдвинул чиновник рангом пониже, у нас бы его, скорее всего, засмеяли. Достаточно посмотреть на карту и прикинуть: какой длины будет дорога, по какой местности пройдет, сколько все это будет стоить. В конце концов, мы уже свыклись с мыслью - до Камчатки только самолетом можно долететь.

Однако существует немало причин, заставляющих относиться к этому проекту серьезно, ведь предложен он был не кем-нибудь, а губернатором, и не где-нибудь, а на президиуме Госсовета под председательством В. Путина. По мнению О. Кожемяко? магистраль, соединяющая морские порты Петропавловска, Анадыря и Магадана, предоставит исключительные возможности для освоения месторождений полезных ископаемых на шельфе и на суше. На строительство уйдет 8 лет и около 60 миллиардов рублей. Но высокая рентабельность позволит окупить затраты в течение 15 лет...

Проект или прожект?

Наши корреспонденты попытались выяснить: насколько реален этот революционный проект. Не является ли он очередным политическим прожектом. А таковых в последние годы было немало. Чего стоит план одного из бывших министров - прорыть железнодорожный туннель от материка до Сахалина под дном Охотского моря. За разъяснением мы обратились к экспертам, людям на Камчатке известным и уважаемым.

По словам директора Камчатского института экологии и природопользования Р. Моисеева, идея губернатора КАО не нова. Еще 150 лет назад французский предприниматель Лебель предлагал проложить железнодорожное полотно от Петропавловска чуть ли не до Аляски. Изыскания под строительство железной дороги велись здесь и в 30-е годы прошлого века. Был даже построен железнодорожный мост через реку Налычево, сейчас на нем лежит труба газопровода. В 40-е годы советское правительство собиралось наладить автосообщение до Салехарда и Воркуты, но помешала Великая Отечественная война. "Такие идеи быстро не реализуются, - говорит Р. Моисеев, - длина предполагаемой трассы более тысячи километров. Это задача не одного поколения. Восемь лет уйдет только на проектировку. На мой взгляд, это задумка из разряда "хорошо бы..." А на самом деле никто здесь ничего не построит".

Позицию Р. Моисеева разделяет бывший вице-губернатор области В. Болтенко: "Построить, конечно, можно все что угодно - были бы деньги. Думаю, что не только строительство, но и содержание дороги обойдется очень дорого. А транспортный поток будет не таким уж большим. Так что, мне кажется, гораздо проще и дешевле добираться до Магадана морем".

Иного мнения придерживается советник губернатора области по науке А. Алискеров. Он полагает, что проект вполне логичен и обоснован, а заняться им надо было давно, так как освоение любого региона начинается с прокладки дорог.

А что скажет Вексельберг?

Несмотря на то, что уважаемые эксперты придерживаются разных точек зрения, ни один из них не назвал проект утопичным и невыполнимым. Все сошлись на том, что идея заслуживает внимания, но требует дополнительных расчетов и, естественно, значительных инвестиций.

Примерно такой же была реакция министра транспорта РФ И. Ливитина. Внимательно выслушав доклад О. Кожемяко на президиуме Госсовета, он предложил привлечь к строительству частных инвесторов, занимающихся разработкой недр, чтобы они участвовали в проекте на паритетных с государством началах.

Правительство идею, в принципе, поддержало, вот только отношение к ней предполагаемых инвесторов нам, к сожалению, пока не известно. Зато имя одного из них известно многим - это Виктор Вексельберг, акционер "Корякгеолдобычи", один из самых богатых людей России. Интересно было бы услышать и его комментарии...

В свое время один великий ученый сказал, что любая идея, до ее реализации, проходит три стадии. Первая - "этого не может быть никогда", вторая - "в этом что-то есть", и третья - "как мы раньше без этого жили..." Лет 60 назад фантастикой казалась дорога от областного центра до Усть-Камчатска, а от Петропавловска до Хабаровска самолетом нужно было добираться 8 часов. Сегодня за это время можно долететь до Москвы.

Кстати, одна столичная газета недавно опубликовала ответы московских школьников на несложный вопрос: куда ведет Шоссе энтузиастов? Большинство респондентов сказали, что к Тихому океану. Кто знает, может, их устами глаголет истина? Лет через 60 жители Петропавловска, садясь в автобус или в метро, будут думать, где им лучше сойти - в Анадыре, или проехать до Магадана?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах