Примерное время чтения: 5 минут
65

Автобусы в давке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 19/09/2006

Утром 12 сентября в Петропавловске напротив здания КГТУ на ул. Ленинградской произошло дорожно-транспортное происшествие. В стоящий на остановке автобус сзади въехал... другой автобус.

По словам одной из пассажирок, было ощущение, что водитель просто не видит, что впереди стоит машина. Или видит, но наезжает умышленно. К счастью, при столкновении обошлось без жертв. Лишь несколько пассажиров получили ушибы.

Аналогичное происшествие в Петропавловске произошло за несколько недель до этого. Один автобус задел второй автобус, а в него чуть позже сзади въехал третий участник ДТП. Вы будете смеяться, но и этот 3-й участник - тоже автобус.

16 ноября прошлого года столкнулись 2 больших автобуса и маршрутное такси. Несколько пассажиров получили травмы. Слава богу, ДТП произошло прямо на остановке "Областная больница", рядом с травмпунктом и все получили медицинскую помощь почти на месте.

...Еще лет 20 назад проблема пассажирских перевозок была одной из самых острых в Петропавловске. В салон автобуса люди попадали с боем. Свободные места в такси занимались чуть ли не в драке. Жалобы и стенания горожан наталкивались на железные аргументы тогдашних властей: проблема есть, но она вызвана рельефными особенностями Петропавловска, а потому нерешаема - придется смириться.

В середине 90-х годов прошлого века по инициативе градоначальника А. Дудникова в областном центре почти полностью поменяли парк машин. На смену неповоротливым, маломощным и маломестным венгерским и советским автобусам пришли оказавшиеся очень приемлемыми для наших дорог "корейцы". К тому же их купили достаточное количество. Плюс то, что экономика перешла на рыночные отношения и перевозка пассажиров превратилась из плановоубыточной в выгодный бизнес. На дорогах появились частные перевозчики. Из лексикона горожан исчезло словосочетание "час пик". Автобусы пошли один за другим. Московский журналист, описывая свои камчатские впечатления, восторгался: "Ожидание на остановке более 5-7 минут вызывают искреннее удивление пассажиров". Казалось, проблема, столько лет терзавшая город, была решена. Но, увы, решение одной проблемы породило проблему новую и совершенно неожиданную.

На наших узких и разбитых дорогах автобусов оказалось слишком много. Это признают и водители, и пассажиры. То, что машины принадлежат разным хозяевам, делают обстановку еще острее. Конкурируя между собой, а все вместе с "микриками", часто раздраженные водители не жалуют друг друга. Борясь за пассажиров (а следовательно, за деньги), они устраивают на наших узких дорогах "Формулу 1", что создает проблемы и для других участников движения. Напомним, в Петропавловске только личных машин около 60 тыс.

Не лучше обстановка и на остановках. Скапливаясь на них по 6-7 штук, водители ставят свои машины так, чтобы соперник не выехал первым. Высаживают пассажиров, не доезжая до места или становясь во 2-й ряд, что естественно не вызывает восторга у тех, кто хочет в эти автобусы сесть.

В прошлом году навести порядок в сфере пассажирских перевозок взялась новая администрация Петропавловска. Решение "автобусной" проблемы В. Скворцов обозначил среди своих приоритетов. Было объявлено, что осенью состоится конкурс за право заниматься перевозками. Но осенью "случился" референдум, потом появились другие проблемы и о конкурсе как-то забыли. Тем не менее, что-то сделано было. С маршрутов сошли убогие частные машины. С владельцами частных парков договорились о перевозке льготников. Изменилась маршрутная сетка движения.

И все же... Недавно в редакцию "АиФ-Камчатка" позвонила пожилая женщина и волнуясь рассказала о том, как страшно ей бывает ездить в общественном транспорте. В молодости ей уже пришлось пострадать в автомобильной аварии, поэтому, когда шоферы автобусов начинают свои гонки, ей становится не по себе.

Любопытно, что и сами водители понимают ситуацию. На условиях анонимности, один из шоферов поговорил с нашим корреспондентом. Оказалось, что работа на автобусе - далеко не сахар. Каждый водитель обязан ежедневно отдавать фиксированную (и очень значительную) сумму от выручки владельцу машины. И лишь то, что сверху - твое. Понятно, что при таких условиях, если возить в салоне по 10-15 пассажиров - много не заработаешь.

Кто-то скажет, а надо ли говорить о проблеме? Слава богу, автобусов много, подолгу стоять на остановках горожанам не приходится. Можно даже пропустить пару машин в ожидании совсем пустой, чтобы ехать сидя. Да и в происшествиях, о которых мы говорили, обошлось без жертв.

Увы, в нашей стране принято поднимать проблему только тогда, когда появляются жертвы: собаки покусают детей, рухнет самолет, взорвется АЭС. А может быть не надо ждать жертв? Тем более, что впереди зима с гололедом, снежными заносами и пробками на узких дорогах. Если автобусов станет немного меньше, если они будут ходить по графику, останавливаются только там, где их ждут пассажиры, и если не будут опасно превышать скорость - может быть от этого выиграют все?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах