Эту рыбалку на корюшку на озере Калыгирь наша компания рыболовов запланировала давно. По опыту знаем, что лёд становится там в первой декаде декабря, значит, можно уверенно заказывать вертолёт на середину месяца.
Хотелось половить рыбку, пахнущую свежими огурцами, по первому льду, когда клёв её наиболее активен, а главное, успеть до момента, когда озеро «опутают» сетями.
Первый клёв
Вернулись, когда основательно стемнело. Все были довольны результатом. За два часа каждый поймал по полсотни средней корюшки. Если так будет ловиться и в последующие дни, то это замечательно! После ужина все занялись подготовкой к предстоящей рыбалке.
16 декабря. Первый день с утра выдался солнечным, хотя к вечеру восток стало затягивать. На льду мы не первые. Корюшка клевала отлично. Много попадало малоротой – в народе её называют «пузанок». В нашей команде все ловили на блёсна, в то время как большинство других рыбаков т. н. «самодурами». И, нужно отметить, у них это неплохо получалось. На одну снасть поднимали из лунок по два, а то и по три «пузанка». Настроение при таком клёве приподнятое. Рыболовы, громко разговаривают, шутят и смеются. Праздник на льду продолжался до позднего вечера.
17 декабря. Ветрено, идёт снег. Рыбачить на открытом воздухе не комфортно. Многие развернули палатки и, уединившись в них, продолжили рыбалку. Перемена погоды на корюшку, похоже, не повлияла. Клёв был хороший. По две-три, а кто и больше сотен, поймал каждый.
18 декабря. Рассвет третьего дня только начался, а мы уже спешим на «своё» место. А там, несмотря на ранний час, уже разбит палаточный городок со светящимися оконцами. Ветрено, летит снег. Как и предполагали мои товарищи, вчерашний хороший клёв больше не повторился. До 11 часов я поймал лишь два десятка средней корюшки.
Отправляемся на поиск рыбы и находим её. Но радость была недолгой, поклевало немного, а дальше – тишина. Оставляю ящик со снастями и, прихватив с собой ледобур и пару удочек, вновь ухожу на поиск. Тщетно обошёл, благо снежный покров небольшой, все в прошлые годы уловистые места – рыбы нет. Пришлось вернуться на свои лунки и продолжить малопродуктивную рыбалку. За весь день я с трудом наловил чуть больше сотни мелковатой корюшки.
19 декабря. Четвёртый, последний день рыбалки выдался солнечным со слабым ветром. Мы рассчитывали на утренний клёв. Увы, он был недолгим. Корюшка куда-то быстро отошла. После обеда поклёвывала короткими набегами, чередующимися с длительными перерывами. За весь день я смог поймать меньше сотни. У моих товарищей уловы оказались немного весомее.
Радости и печали
В целом, рыбалка удалась. По первому льду не может быть иначе. А будет ли корюшка также ловиться в последующие месяцы зимы? Большой вопрос. В последние три-четыре года многие рыболовы уже отказались ходить на Калыгирь на снегоходах. Причина – отсутствие корюшки в озере.
В 80-90-х годах прошлого века крупную корюшку ловили до апреля. Но времена изменились. Изменилось и отношение к этой уважаемой дальневосточниками рыбке, она стала востребована рынком. Принцип капитализма подтвердился и на нашем полуострове: есть спрос, будет и предложение. Предприимчивых рыбаков 90-х уже не устраивала ловля корюшки удочками. В ход пошли сети.
Как тут не вмешаться «Камчатрыбводу»! Уже в начале 2000-х рыболовов обязывали покупать лицензии, дающие право на вылов ограниченного числа корюшки. А тем, кто пожелает, тот же рыбвод предлагал купить лицензию на ловлю сетями.
Абсурдней «услуги», трудно представить. Зато она так пришлась по вкусу авторам, что навести порядок на озере и полностью освободить его от чьих бы то ни было сетей, они не могут (вернее, не желают) и по настоящее время. Рыболовы в этот раз в поисках корюшки только на Малом озере насчитали семь сетей. А сколько их расставлено вдоль берегов Большого Калыгиря?
Арендатор-камчадал Андрей Абакумов ещё в те годы предлагал убрать пару из пяти своих разрешённых сетей, при условии, что озеро будет очищено и от других. Другими словами, проявлял отеческую заботу о нас, простых рыбаках-любителях, в то время как государственные чиновники, живущие на наши налоги и призванные охранять рыбные запасы, остаются глухи к дельному предложению предпринимателя.
Упрекнуть теперь уже рыбоохрану в бездеятельности нельзя. Она постоянно находится на озере. Только результат такой «охраны» вряд ли кого-то из рыболовов устраивает. Корюшки в озере стало значительно меньше по сравнению с прошлым веком, и она в массе своей ловится средняя и мелкая. Так, в общем улове нашей компании можно было насчитать не более десятка настоящих калыгирьских «зубарей», тянувших на триста и более граммов. И это, увы, печальная реальность нашего времени.
Реклама и пустота
Развитие туризма на Камчатке, провозглашённое властями как одно из приоритетных направлений развития экономики края, предполагает и важную его составляющую – спортивно-рыболовный туризм.
Камчатка в этом плане могла бы давно стать рыболовным раем, но пока этого не происходит. Почему? Промысловый и браконьерский сетной перелов самых популярных у рыболовов видов лососей кижучаи чавычи в реках, доступных для большинства горожан (Аваче, Паратунке, Большой).
Многие из рыбаков-любителей, кто единожды на рыбалке на нашем полуострове, с сожалением отмечали, что лучше бы поехали на Аляску или в Канаду, чем пытаться поймать лосося в наших пустых реках. Со слов группы москвичей из 12 человек, рыбачивших в августе на реке Камчатке и её притоке реке Николке, они не поймали ни одного кижуча!
Можно только догадываться, какую «рекламу» они создадут о рыболовном рае на Камчатке.