Анна и Владимир встретились невовремя дважды. В первый раз она была несвободна, как говорится, глубоко замужем, и ни о каких отношениях не могло быть и речи. А вторая встреча произошла, когда был несвободен Владимир. Уже больше двух лет он отбывал срок «по бытовухе» в колонии строгого режима. К тому времени Аня уже была в разводе, и прежняя симпатия вспыхнула вновь.
Точка невозврата
Своего любимого она ждала ещё около трёх лет: писала письма, ходила на свидания. Дождалась, и уже куплены обручальные кольца, но учиться вместе жить по-новому, признаётся, очень непросто.
– Я бы никому не рекомендовала знакомиться с заключенными. Но ведь русская женщина не может не сочувствовать сирым и убогим. Таких, как мы, наверное, ни в одной стране больше нет. В основном ждут женщины, связанные с педагогикой, психологией, медициной, я и сама медик по образованию, социально активные. Но найти счастье с таким мужчиной можно в одном случае на миллион.
В короткий срок, до пяти лет за решёткой, большой деформации в голове не происходит. А те, кто сидит подолгу, они ведь, оказываясь на свободе, забывают, как расплатиться в магазине. Кто сидел больше 10 лет, не знают, как пользоваться денежным терминалом, банкоматом, боятся открывающихся дверей в торговых центрах. А в большие города они просто не ездят. Плюс ко всему за многие годы они привыкают, что о них заботились государство, мама, жена. И оказываясь на свободе, продолжают вести паразитический образ жизни. Заинтересованы в работе те, кто вышел условно-досрочно. В основном идут в море, на стройку, занимаются ремонтом квартир.
Преступник «засиделся» в тюрьме на 20 суток дольше положенного>>>
Проблемы с адаптацией ложатся на родственников, которые не всегда выдерживают этих тягот. Жена терпит полгода, а потом подаёт на развод. Кроме того, в колонии они думают: «Вот выйду — и горы сверну». А на деле? Не то, что горы, в наше время и с чистой биографией выжить непросто. Сегодня мужик мельчает. Молодые девчонки не зря ценят тех, кому за 40 или 50, — они воспитаны тем временем, на иных ценностях. Когда считают превыше всего семью, а потом уже думают о себе. А в нынешней молодёжи играет пресловутый американский индивидуализм: «я», «мое». Вообще умышленные преступления совершают эгоисты, у которых, кроме своих интересов, как правило, ничего больше нет.
– Как сейчас знакомятся в тюрьмах?
– Ни для кого не секрет, что сотовая связь за решеткой все-таки присутствует, заключенные смотрят ТВ-чаты, слушают радио, общаются на сайтах знакомств в Интернете. Кто постарше и не владеет Интернетом, знакомятся по объявлениям в газете. Но не всегда от одиночества…
В «тех» местах работает целая система «развода». Находит парень себе девушку, очаровывает ее и начинает «доить». Причем выглядят некоторые заключенные так, что хоть на конкурс красоты выставляй, с генетикой-то ничего не поделаешь. Еще и стараются следить за собой, поддерживают физическую форму как могут, хотя спортивные тренажеры запрещены. А желтые зубы от чифиря — этого уже давно нет.
Если девушка все-таки выкручивается из таких отношений, мужчина вскоре находит себе новую. Одна девушка мне рассказала, как возлюбленный попросил привезти ему одежду, сообщил, что выходит на свободу. Вышел… и тут же улетел в другой город к новой подружке по переписке. Брошенная жена поплакала, а потом нашла себе другого мужчину. Тоже из мест не столь отдаленных. Есть категория женщин, которые «подвисают» на уголовниках.
И почти каждая скрывает, что ее муж или парень отбывает срок. Скрывают не только от подруг и работодателей, но и от собственных родственников. На Камчатке это сделать несложно. Иногда достаточно сказать, что муж ушел в море.
В жертву
– Как проходят длительные свидания?
– В зависимости от режима: на строгом допускаются три-четыре свидания год, от суток и более. На это время семье предоставляется небольшая комната с кроватью и телевизором, общие кухня, душевая, туалет. Некоторые приезжают с детьми. Беременных много. Особенно неприятное зрелище, когда эти девушки проходят обыск. Вообще тамошняя атмосфера по энергетике очень сильно давит на любого человека. Мне каждое свидание давалось тяжело. Готовилась морально за несколько дней, жарила котлеты, пекла пироги, как на праздник, хочется же вкусненького привезти. Привозишь, а твою сумку тут же потрошат. Еще всем женщинам смотрят прически, заглядывают в уши, ощупывает только женщина — полностью, кроме внутренних органов.
А какие там свадьбы… Однажды видела, как невеста проходила через турникет «вертушку», пышное белое платье с кринолином ей пришлось вертикально задрать, чтобы протиснуться. Молодожены за пять минут расписываются, обмениваются кольцами, сразу же их снимают и расходятся, если свидание не положено.
– Никакой романтики…
– Романтика есть в самом факте разлуки, женщины любят преодолевать запреты, делать что-то вопреки, приносить себя в жертву. Мне доводилось общаться с надзирателями. Никто из них не понимает, что молодые, красивые женщины находят в «плохих парнях». На строгом режиме сидят по 10, 20 лет. Уж не за разбитую витрину. И таких тоже есть кому ждать. А так хочется спросить: «Девочки, зачем вам все это надо?»