Последний «космический» корабль базируется в Вилючинске

Фото: АИФ

Командир уникального плавучего комплекса, капитан первого ранга Игорь ШАЛЫНА накануне Дня Военно-морского флота рассказал корреспонденту «АиФ-Камчатка» историю появления в нашей стране плавучих измерительных комплексов.

   
   

«Тихий» полигон

Игорь ШАЛЫНА

 

- В конце 50-х годов – разгар «холодной войны» – коллектив конструкторского бюро Сергея Павловича Королёва завершил разработку межконтинентальной баллистической ракеты (МКБР) с дальностью полёта, позволяющей доставить ядерный заряд с территории СССР в любую точку земного шара. Она получила название «Р-7». Успешное проведение испытаний ракеты весной и летом 1957 года позволило Королёву пойти в Совет Министров СССР с двумя предложениями. Первое касалось создания в кратчайшие сроки простейшего искусственного спутника Земли с выведением на орбиту ракетой «Р-7». Второе предложение Сергея Павловича касалось запусков ракет на предельную дальность полёта. Уже не секрет, что угроза ядерного удара со стороны США тогда была реальной. Создать такой полигон на территории СССР не представлялось возможным, поэтому Королёв предложил создать морской командно-измерительный комплекс и выдвинуть его в Тихий океан. Так начал зарождаться великий и удивительный симбиоз космического и морского флота для испытания стратегического ракетного вооружения.

В 1959 году постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР на Тихоокеанском флоте было создано уникальное корабельное соединение с условным открытым названием «Тихоокеанская гидрографическая экспедиция» – ТОГЭ-4. Над созданием морского командно-измерительного комплекса, по сути, трудились представители всех отраслей промышленности страны. И с этого момента, начиная от истинного названия, всё стало происходить под грифом «Совершенно секретно».

Уникальность кораблей поражала! Разновысокая надстройка с тремя стабилизированными постами, двумя мощными П-образными мачтами, ощетинившимися антеннами связных и телеметрических станций в дальнейшем не раз приводила в удивление иностранные службы наблюдения.

Новые корабли получили названия «Сибирь», «Сахалин», «Сучан» (затем «Спасск») и «Чукотка». Их экипажи комплектовались офицерами всех флотов СССР. Многие имели опыт Великой Отечественной войны. Все корабли стали «экспедиционными океанографическими судами» (ЭОС). Командиром экспедиции был назначен капитан 1 ранга Юрий Максюта.

30 августа 1959 года все 4 судна, преодолев тяжёлый переход Северным морским путем, вошли в Авачинскую губу. Местом базирования стала уютная бухта Крашенинникова с небольшим посёлком Тарья на берегу (в дальнейшем – Советский, Приморский и, наконец, Вилючинск). С появлением кораблей непосредственно было связано строительство первой улицы посёлка – улицы Мира. Вскоре была пересмотрена и вся программа градостроительства – глава СССР Никита Хрущев держал рождение Вилючинска на личном контроле.

В ночь со 2 на 3 октября 1959 года корабли, покинув базу, взяли курс на район вблизи Гавайских островов для выполнения первой боевой задачи. Она была вкратце такова: измерение траектории полёта межконтинентальной баллистической ракеты, определение координат точки падения головной части, регистрация, обработка и дешифровка поступающей телеметрической информации. Этот район и стал испытательным ракетным полигоном «Акватория». Именно его координаты назывались в сообщениях ТАСС. И это сообщение, как правило, игнорировали заокеанские военные моряки: американские эсминцы и фрегаты постоянно следовали за кораблями ТОГЭ везде, где только могли, иногда нагло сообщая: «Я – такой-то, прибыл следить за вами, здравствуйте!».

   
   

ТАСС уполномочен…

Вот что о том времени повествует ветеран ТОГЭ-4, капитан 1 ранга Владимир ГАРАНИН: «Велась холодная война, и тот, кто служил на кораблях ТОГЭ, знает: всё было более чем серьёзно, во время таких «боевых действий» корабли и самолёты СССР и США нередко вступали в открытое противоборство. Ярким примером тому стал случай с кораблём разведки командования стратегических сил США «Генерал Ванденберг» осенью 1976 года. Появившись в закрытом районе, он нагло встал в точке прицеливания одной из головных частей испытываемой ракеты, мешая работе вертолёта. Падение головной части произошло в нескольких метрах от борта «Генерала Ванденберга». Шумиха в прессе и по линии МИД была большая, но больше американские моряки так себя не вели».

- Но надо сказать, что перед кораблями ставилась и другая задача, – продолжает рассказ Игорь Евгеньевич, – обеспечения централизованной связью запусков космических кораблей, пилотируемых и грузовых, орбитальных станций. И участие в испытаниях наших многоразовых космических кораблей – сначала «БОР», а потом «Буран».

…13 марта 1961 года все четыре корабля вновь покинули Камчатку. Уже в океане, вскрыв пакет с приказом-заданием на поход, командир соединения Ю. Максюта понял: предстоит что-то необычное. К назначенной точке приказано было идти полным ходом. По прибытию в район суда расположились не треугольником, как обычно, а в линию. И только тогда поступила поясняющая информация – 12 апреля предстоит работа с космическим кораблём «Восток»…

На 25-й минуте после старта Юрия Гагарина моряки приняли и немедленно передали в центр управления полётом первые сигналы бортовой телеметрии: «Пульс – 76, дыхание – 18». Ещё через 10 минут приступили к расшифровке всего комплекса данных, поступивших с борта «Востока». И лишь через неделю, вернувшись на базу, моряки увидели со страниц газет лицо первого посланца Земли в космосе.

…В 1963 году экспедиция пополнилась новыми кораблями – «Чажма» и «Чумикан», водоизмещением 13 тысяч тонн. По инициативе Королёва было создано второе соединение: 5-я ТОГЭ – «звёздная», как её называли. За внешний вид антенн «Чажмы» и «Чумикана» всю экспедицию в Приморском прозвали «шариками». Верной приметой стало стрекотание над посёлком корабельных Ка-15: за неделю до выхода в море они каждый день выполняли тренировочные полёты. Жители Приморского знали точно: если «шарики» ушли в океан – через пару недель кого-нибудь запустят в космос. Или – «ТАСС уполномочен заявить...».

В 1984 году в Вилючинск пришёл новый корабль, вобравший в себя весь опыт работы с космическими объектами – «Маршал Неделин». А в 1990-м ТОГЭ пополнил «Маршал Крылов».

- Свою историю «Маршал Крылов» ведёт с 22 июля 1982 года, когда Постановлением Совета Министров СССР он был заложен на Ленинградском Адмиралтейском объединении, – продолжает Игорь Шалына. – Корабль был спущен на воду и вошёл в состав ВМФ 23 февраля 1990 года. С тех пор 23 февраля у нас двойной праздник – не только День защитника Отечества, но и день рождения любимого корабля.

«Маршал Крылов» прибыл на Камчатку 9 июля 1990 года и вошёл в состав 5-й ТОГЭ. С тех пор в его активе – множество выполненных сложнейших задач. Среди них – неоднократное обеспечение централизованной связи орбитальной станции «Мир» с ЦУП из акватории Тихого океана, запусков ракет-носителей «Протон» с уникальными спутниками на борту, участие в го­су­дар­ственных лётных испытаниях МБР «Булава», уникальных научных проектах. И это неполный список.

…В 1991-1993 годах были списаны «Сибирь», «Сахалин», «Чукотка», в 1994  – «Спасск», «Чажма», «Чумикан», «Маршал Неделин». «Маршал Крылов» сегодня остался единственным в своём классе кораблём российского флота, выполняющим задачи по обеспечению лётно-конструкторских испытаний и отработки новых образцов ракетно-космической техники. Попасть сюда на службу считается среди моряков-надводников большой удачей. «Белый шарик» у пирса и спокойная мощь красавца-корабля внушают вилючинцам законную гордость за родной ВМФ и уверенность – в мире всё спокойно.

ДОСЬЕ

Игорь ШАЛЫНА родился 10 сентября 1967 года в с. Ура-Губа Мурманской области. С 1989 года служит на Камчатке. Прошёл путь от инженера до командира корабля измерительного комплекса. Награждён медалями и почётным знаком «За заслуги» от командующего Космическими войсками России. Женат, имеет взрослую дочь.

СПРАВКА

Габариты корабля «Маршал Крылов»: длина более 210 метров, высота более 60 метров, водоизмещение 24 000 тонн. Прекрасные мореходные качества позволяют выполнять поставленные задачи в любой точке мирового океана. Техническая оснащённость и возможности делают «Маршал Крылов» уникальным мобильным плавучим испытательным полигоном. Для обеспечения выполняемых задач корабль принимает на борт для базирования два вертолёта Ка-27.

Смотрите также: