Весенняя рыбалка. Почему рыбаки-любители не могут поймать гольца на удочку

Улов рыбака: хариусы и одна кунжда. © / Александр Терещенко / АиФ

В этом году, раньше чем обычно, уже в конце марта, освободились реки ото льда в южной части полуострова Камчатка.

   
   

Многочисленная армия рыбаков-любителей не преминула воспользоваться сложившееся обстановкой, отложила зимние снасти в «долгий ящик», отправилась на реки со спиннингами и поплавковыми удочками. Утренний снежный наст хорошо удерживает не только человека, но и снегоходы. Можно побродить по берегу в поисках уловистых мест.

На берегу реки можно встретить рыжую лисицу во время обхода своих владений и внимательно высматривающую, чем бы поживиться. Орлана в окружении вездесущих недружелюбных ворон или норку, переплывающую реку. Громким гоготанием извещает о приходе весны большая стая летящих белоснежных лебедей.Заметив рыбаков, она отворачивает в сторону и исчезает за прибрежными деревьями, откуда ещё некоторое время слышны крики недовольных птиц.

«Чем бы ещё поживиться?». Фото: АиФ/ Александр Терещенко

Рыбалка в эту пору особых навыков и снастей не требует. Лёгкий спиннинг, оснащённый блёснами «колебалкой» или «вертушкой», проводная поплавковая удочка с наживкой в виде варёной икры или искусственной приманки-«обманки» с зацепистым одинарным крюком, надёжная лёгковращающаяся катушка, прочная леска или шнур – вот и всё что нужно для этой рыбалки.

Чтобы чувствовать себя комфортно, нужно одеваться как можно теплее. Обувать непромокаемые сапоги. Необходимо соблюдать осторожность как на берегу (снежный карниз может внезапно обрушиться, если слишком близко подойти к урезу воды), так и на воде (иметь спасательный жилет) и не рисковать в преодолении опасных участков реки ради желанных поклёвок.

Селфи с налычевской кунджой. Фото: АиФ/ Александр Терещенко

Известно, что рыба – голец и кунджа– весной после зимовки в реках, скатывается в море, где нагуливается в ожидании подхода тихоокеанских лососей, чтобы уже вместе с ними снова, начиная с конца мая, войти в нерестовые реки.

Начало «летнего» сезона на реках Быстрая и Большая в Усть-Большерецком районе отмечено тем, что на всём протяжении этих рек, за исключением низовья реки Большой, отсутствовал голец. Хариус, кунджа, микижа попадались на удочку, а вот гольца, удивительно, но факт, – не было. Причина, по мнению сведущих жителей районного центра, бесконтрольный сетной лов серебристого гольца, который первым устремляется поближе к морю. В это время его центнерами вычерпывают браконьерские сети, а рыболовы подбирают оставшиеся крохи.

   
   
Кунджа не такая уж редкость в уловах рыбаков. Фото: АиФ/ Александр Терещенко

И что характерно, государству до этого, нет ни какого дела. Похожая ситуация с корюшкой, которая почти исчезла в реках Большая, Опала, по причине её промышленного перелова. Старожилы ещё помнят, 70-80-е годы прошлого века, когда сотни автомобилей беспрепятственно выезжали на лёд в районе п. Октябрьский или рыболовецкого колхоза им Октябрьской революции, проводили день-два на свежем воздухе, и всем хватало корюшки, приятно пахнущей свежими огурцами.

Наука оправдываетпромысловиков. Они не виноваты в оскуднении корюшиного стада, мол, промысловики ловят лишь ту, которая по весне заходит с моря, а зимой её в реке не бывает.Нет, уважаемые господа учёные, хищнический сетной лов корюшки, узаконен государством.Вышеупомянутый  колхоз в прошлом веке имел всего четыре МРСа и был, тем не менее, колхозом-миллионером. Один МРС был у «Портофлота» и корюшку в то время специально они не ловили, а брали лишь ту,  что попадалась в прилове, и отправлялась на тук, а не на рынок – в этом и есть главная причина!Посмотрите, сегодня на берегу Большой стоят готовые спуститься на воду более 50-таких судов, т.е. в десять раз больше! И все хотят ловить всё, что плавает в воде.

Красавец хариус. Фото: АиФ/ Александр Терещенко

Капитализм лишил нас, многотысячную армию рыбаков-любителей, прекрасной возможности, удачливой зимней рыбалки, когда проехав более двухсот километров до места рыбалки, приходится довольствоваться в лучшем случае полутора-двумя десятками мелких рыбёшек, а то и вовсе остаться с «носом». Года три тому  назад, когда мой сын с женой и двумя внуками  приехал из Санкт-Петербурга специально на Новый год, чтобы показать своим ребятам места, где мы с ним не раз встречали Новый год в п. Октябрьский, налавливая за пару дней по мешку и более на блёсна отличных зубарей, были разочарованы. За три с половиной дня проведённых на льду (удалось даже на снегоходах проехать до маяка Зуйково) не принесли ни одной поклёвки! Это ли не показатель «бережного» отношения наших местных чиновников к рыбным запасам, и нашим кровным интересам рыбаков-любителей?

Ситуация с нынешним гольцом на реке Большая, это по-моему мнению, уже «звоночек»-предупреждение. Господа чиновники, обратите внимание на браконьеров. Или у вас только одна забота: как бы больше денег выкачать из карманов рыболовов, обложив их очередной «данью» в виде приобретения за плату лицензий за право находиться на берегу водоёма с удочкой, или наложения штрафов за выезд автомобилей на лёд? Займитесь делом, наконец.

А пока, ещё есть хоть какая то рыба в реке, есть шанс удачной рыбалки. Так что поспешайте на речку товарищи рыболовы и «ни хвоста вам, ни чешуи»!

Скромный завтрак рыбаков, поймавших на реке хариусов. Фото: АиФ/ Александр Терещенко