В списках не значится. Камчатцы больше 30 лет скитаются по чужим углам

Ольга Хохлова / Из личного архивa

Проблема расселения аварийных домов для Камчатки – одна из самых болезненных, несмотря на успехи в решении этого вопроса в последние пару лет. В конце 2022 года власти края даже бодро отрапортавали, что в регионе завершено расселение аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года. Впрочем, неприятные исключения, как всегда, нашлись.

   
   

В деревянном бараке на улице Морской, 71 можно без декораций снимать фильмы про апокалипсис, только вместо зомби там до сих пор живут люди. Живут долгие 30 лет с надеждой, что скоро все изменится.

Дом и ныне там

Одна из собственников квартиры в аварийном бараке Анна Пташинская несколько лет скиталась по чужим углам, потому что находиться в своём собственном – просто небезопасно.

– Официальный год постройки нашего барака 1952-й. Дом принадлежал военным, обслуживали его тоже они, моя семья там проживала с 1970-х, – рассказывает Анна. – В 1988 году, то есть почти 35 лет назад, в дома произошёл серьёзный пожар на чердаке. При тушении барак был сильно залит водой. Она пропитала все стены и перекрытия, дерево, закономерно, начало гнить, появилась плесень, сырость.

Тогда жильцы обратились к военным с просьбой сделать ремонт. Рабочие косметически подрихтовали стены, но для поддержания дома в нормальном состоянии этого оказалось недостаточно – он стал буквально разваливаться на глазах. Уже в 1991 году специально созванная комиссия подтвердила, что износ жилья составляет 65 % и выдала заключение о целесообразности расселения. Но руки до дома так и не дошли.

– В конце 90-х управление домов офицерского состава прекратило своё существование, и всё жильё передали под «крыло» муниципалитету, – вспоминает Анна. – Судя по всему, приняв на баланс наш барак, в горадминистрации не удосужились сразу поставить его в список непригодных и подлежащих расселению. В 2008 году мы снова настояли на создании комиссии. В очередной раз получили подтверждение, что дом не пригоден для проживания и подлежит расселению, которое никак не случалось.

Больше 30 лет дом числится аварийным. Фото: Из личного архивa/ Ольга Хохлова

А дальше в дело вмешалась колесо бюрократической машины. В середине 2000-х в жилищном законодательстве произошло разделение понятий на «ветхий» и «аварийный» дом. Первый, по закону, подлежит ремонту, второй – расселению. Сотрудники администрации Петропавловска, несмотря на то что ещё 20 лет назад износ здания на Морской составлял 65 %, и всё это время оно стояло без ремонта, решили, что дом не относится к аварийным и отнесли его к списку ветхих. А это значит, что расселение снова отложилось на неопределённый срок.

   
   

– В 2016 году нам сказали, что для признания дома аварийным нам, собственникам, за свой счёт необходимо нанять специализированную компанию, которая проведёт обследование и даст соответствующее заключение, – говорит жительница барака. – Всё это мы сделали, и в конце 2017 года чудо, наконец, случилось. Дом, который должны были расселить ещё в начале 90-х, наконец-то, в очередной раз, признали аварийным. В январе 2018 мы получили решение главы города, в котором указано: «…в срок до 31.12. 2019 г. отселить граждан в другие благоустроенные помещения…».

Но дом и ныне там.

Чудеса регенерации

Сейчас в бараке заселены три квартиры из восьми. В морозы столбик термометра в помещениях едва приближается к 15 градусам, но чиновники утверждают, что это управляющая компания просто не готовит дом к зиме. В списках на расселение старая двухэтажка значится под номером 42… И так уже очередных три года.

– Справедливости ради замечу, что администрация несколько раз предлагала нам переселиться в маневренный фонд. Но, как бывший сотрудник администрации и в прошлом журналист, я знаю, какое жилье предлагают. Это общежития с ужасными условиями и сомнительными соседями, – говорит Анна. – Так мы и скитаемся – кто где. Кто-то квартиры снимает, кто-то ютится у друзей и родственников. Кстати, на сайте Государственной жилищной инспекции во вкладке информация о доме, его износ указан как 45-процентное. Видимо, здание регенерируется, хотя, трещины на нём только растут.

 Сейчас в бараке заселены три квартиры из восьми. Фото: Из личного архивa/ Ольга Хохлова

В начале года многострадальный дом на улице Морской посетил следователь городского управления СК. Он тщательно всё запротоколировал, сфотографировал старый барак и вызвал собственников на дачу показаний. По словам самих жильцов, правоохранитель, вероятно, планирует собрать очередную комиссию для детального расследования всех обстоятельства этой запутанной истории, длящейся более 30 лет.

В мэрии Петропавловска, к слову, не отрицают, что барак необходимо расселять – он внесён в соответствующий перечень. Но уточнили, что поскольку всё проходит в порядке очередности, он будет расселён путем выплаты выкупной стоимости после домов, признанных аварийными ранее. Тот факт, что несколько комиссий уже признавали его таковым – в администрации оставили без внимания.

Кстати:

Жильцам, которые живут с гнилыми потолками и полами в холодных квартирах, ежемесячно приходят квитанции на оплату «коммуналки» в размере до 15 тысяч рублей.