В числе фаворитов: Наталия Урсол научилась держать марку в условиях санкций

Владимир Слабука / АиФ-Камчатка

Предпринимательский стиль Наталии УРСОЛ, которая на сегодняшний день возглавляет несколько предприятий, поставляющий на региональный рынок продовольственные товары премиального качества, отличают, казалось бы, две разновекторных характеристики: романтизм и жесткий прагматизм. Но героиня нашего интервью умеет их соединять и использовать.

   
   

Романтизм дает возможность Наталии Урсол заглядывать за грани привычных представлений о горизонтах камчатского бизнеса, верстать смелые планы, а прагматизм и целеустремленность позволяют добиваться поставленных целей. В свое время идея Наталии Урсол создать на Камчатке крафтовую сыроварню и частью бизнеса, и частью социума воспринималась как утопия. На помощь предпринимателю пришла Корпорация развития Камчатки.

Фото: АиФ-Камчатка/ Владимир Слабука

Прошли немногим более двух лет с тех пор, как предпринимателю удалось запустить технологически сложное сыроваренное производство с множеством нюансов. Сегодня продукция под торговой маркой «Аристель», которую выпускает ООО «Сырман», стабильно получает высшие оценки качества как от потребителей, так и от профессионального сообщества.

Линейка продуктов, поставляемых на региональный рынок предприятиями Наталии Урсол, постоянно расширяется. Появляются новые торговые марки. С рассказа о них, о результатах, с которыми компании, производящие продукты премиального качества, вступили в новый год, и начался наш разговор с предпринимателем.

Н. Урсол: Ушедший год для большинства российских производителей в силу известных причин стал серьезным экзаменом. Предприятия, которые представляю я и мои партнеры по бизнесу – ООО «Сырман», ИП К.К. Шевкунов, выпускающие продукцию под торговыми марками «Аристель», «Евражка», сумели удержаться на рынке, адаптироваться к его новым требованиям, предложив потребителю тот ассортимент продуктов, который нашими земляками на текущем отрезке времени оказался наиболее востребован – различные творожки, биойогурты. Объёмы выпуска сыров не наращивались.

Фото: АиФ-Камчатка/ Владимир Слабука

 

За последний год мы вывели на рынок линейку биойогуртов из обезжиренного молока с добавлением варенья из дикорастущих камчатских ягод, прежде всего, конечно, жимолости. Варенья, производимые под торговой маркой «Евражка», поступающие на прилавки как самостоятельный продукт, также охотно раскупаются. Причина их популярности, как и всей нашей продукции, думается, кроется в исключительно натуральном составе. В варенье из ингредиентов присутствуют только сахар и ягоды, причем, отборные.

   
   

Корр: Откуда вам поступает такое сырье?

Н. Урсол: С нами работает предприниматель, который занимается сбором дикоросов, в том числе жимолости. Есть один ключевой момент, который заставил нас предпочесть его другим поставщикам, даже несмотря на то, что ягоды от него достаточно дороги. Наш партнер ведет сбор дикоросов с исключительно бережным отношением к камчатской природе, используя только ручной труд.

Многие организаторы промышленной заготовки жимолости, да и некоторые граждане используют пылесосы, другие варварские «ноу-хау», оставляя за собой голые кусты, которые не смогут плодоносить еще несколько лет. В 2021 году мы столкнулись с такими поставщиками. Они запрашивали низкие цены, но при этом их сырье представляло собой давленую ягоду вперемежку с листьями, другим таежным мусором и насекомыми. Из такой смеси качественный продукт получить невозможно.

Мы нашли нового поставщика. Он организует сбор дикоросов конкретно под наши потребности и при этом обеспечивает защиту привлеченного персонала. Используются специально обученные лайки, которые предупреждают о приближении диких зверей, отпугивают их.

Корр.: Какие объёмы ягод вам удалось переработать?

Н. Урсол: Приблизительно по две тонны шикши и жимолости. Объёмы по другим ягодам:  бруснике, голубике, арктической малине, больше известной под названием княженика – поменьше. Для нашей продукции мы использовали и нетрадиционные, но очень полезные и вкусные дикоросы – цветы шиповника и клевера, зеленые шишки кедрового стланика. «Нетрадиционные» ингредиенты самостоятельно собирали коллективы наших предприятий вечерами и в выходные.

Фото: АиФ-Камчатка/ Владимир Слабука

 

Очень больной объем в минувшем году мы переработали черемши. Медвежий лук используется нами и в качестве основного ингредиента для ряда наименований продукции, и как натуральная пищевая добавка.

В минувшем году мы вели переработку черемши вручную. Это трудоемкий, потребовавший много усилий процесс. Используя полученный опыт, в текущем году к предстоящему сезону заготовки черемши начали готовиться заблаговременно. Закупили необходимое оборудование, приступили к набору персонала, который займется переработкой медвежьего лука.

Корр.: Наталия Геннадьевна, я с нетерпением жду, когда вы перейдете к рассказу о самой мной любимой вашей продукции – сырам…

Н. Урсол: По сырной продукции нам также есть чем порадовать наших покупателей. Но прежде, чем перейти к рассказу о ней,  хочу сообщить читателям еще об одном предприятии, которое вошло в наш мини-холдинг совсем недавно – в декабре. Речь идет о компании «Йогурт Шоп Камчатка».

Прежний владелец предприятия решил заняться другим бизнесом. Поскольку компания также выпускала молочную продукцию – йогурты и десерты высокого качества и находилось в тесном соседстве с производственными мощностями ООО «Сырман» и ИП Шевкунов, мы приняли решение о его приобретении, что нам и удалось сделать после получения льготного кредита. В декабре покупка состоялась. Мы приобрели предприятие полностью, с торговой маркой, рецептурой всей линейки продукции и при этом сохранили персонал компании.

Сразу после того, как компания перешла к нам, мы поменяли сырье. «Йогурт Шоп» перешел на работу с камчатским молоком. Прежний собственник использовал привозное сырье в тетрапаках. Не требуя особых условий хранения, обладая длительными сроками хранения, оно, конечно, имеет свои преимущества, но при этом продукт мертвый, и мы перешли на живое камчатское сырьё. Его преимущество уже очевидно и нам, как производителю, и самое главное – нашим покупателям. Обновленный йогурт плотный, в нём ложка стоит. Я уже не говорю о пользе живого молока. Пока мы получаем сырье на Петропавловском молокозаводе. Но в будущем планируем и продукцию ООО «Йогурт Шоп Камчатка» перевести  на сырье от нашего основного поставщика – крестьянско-фермерского хозяйства с высокой животноводческой культурой. Молоко КФХ отменного качества, оно позволяет производить разнообразные сыры с прекрасными вкусовыми характеристиками…

Фото: АиФ-Камчатка/ Владимир Слабука

 

Корр.: Что подтверждается высокими оценками  профессионального сообщества. Уже дебютное участие торговой марки «Аристель» в 2021 году в выставке «Лучший сыр России», произвело настоящий фурор среди взыскательных международных  экспертов, которым, кстати, на дегустацию предоставляют сыры без указания производителя. В номинации «Сыры с белой плесенью» гран-при завоевал ваш сыр «Валансе», а «Камамбер Камчатский» жюри конкурса отметило золотой наградой.  В минувшем году продукция торговой марки «Аристель» вновь вошла в число фаворитов выставки «Лучший сыр России». О какой продукции идет речь?

Н. Урсол: Лучшим сыром России в своей номинации  стала буррата камчатская. Хочу высказать слова благодарности всем, кто помог доставить нашу продукцию на выставку. Дело в том, что буррата, относится к категории свежих сыров, которые имеют ограниченные временные рамки, в течение которых сохраняется их уникальный вкус. Буррата требует быстрой доставки к потребителю. В нашем случае – на выставку: с Камчатки в Подмосковье. Воздушный транспорт это позволяет сделать, но правила авиаперевозок буррату, поскольку она имеет жидкую консистенцию, в салоне самолета запрещают перевозить. В багажном отсеке есть риск, что сыр замерзнет и потеряет вкус.

Мы вышли на пилотов Аэрофлота, объяснили ситуацию. Летчики пообещали доставить сыр в Москву в надлежащем состоянии, и своё обещание выполнили. А результат читатель уже знает: буратта камчатская – в числе лучших сыров России.

К числу других сыров, которыми мы, безусловно, можем гордиться, относится упомянутый вами Камамбер. Без лишней скромности могу утверждать, что сейчас мы выпускаем его таким, каким он должен быть в элитном исполнении. Не зря же мы на обучение уже несколько лет ездим к лучшим российским сыроделам. От них мы узнали множество тонкостей, которые и позволяют выпускать продукт премиального качества…

Корр.: Дьявол, как известно, кроется в деталях…

Н. Урсол: В сыроделии их много. Вот температура отклонилась от рецептурной на несколько градусов… Вот тут сгусток створоженного молока, который по-французски, называется калье, порезали не под тем углом… И продукт у вас не получился.

Я уже упоминала, что в минувшем году мы не наращивали объёмы выпуска сыров. Производительность установленного у нас оборудования вышла на максимум. Для того, чтобы идти дальше, еще летом закупили новый агрегат. В ближайшее время ждем его прихода на Камчатку.

Корр.: Производитель зарубежный?

Н. Урсол: Нет, отечественный. Мы, словно предчувствуя то беспрецедентное давление, которое коллективный Запад обрушит на российскую экономику, изначально сделали ставку на внутреннего производителя. Не берусь утверждать, что все отечественные предприятия, выпускающие оборудование для пищевой промышленности, обеспечивают необходимые качество и производительность, но и вполне успешные компании не относятся к разряду исключений.

Мы работаем с ярославской фабрикой CASARO. Их продукция нас вполне удовлетворяет. Оборудование CASARO несколько дороже аналогов других российских компаний, но качество и производительность с лихвой компенсируют разницу в цене. Нам импонирует подход ярославского предприятия к проектированию агрегатов и производственных линий. С конструкторами и механиками в тандеме работают технологи-пищевики, которые адаптируют оборудование для оптимальных условий и удобства в эксплуатации и обслуживании. У нас уже второй агрегат от фабрики CASARO.

Покупку нового оборудования нам значительно облегчила субсидия, предоставляемая Правительством Камчатского края для компенсации части затрат на расширение и модернизацию производства.

Фото: АиФ-Камчатка/ Владимир Слабука

 

Установка нового оборудования позволит ООО «Сырман» увеличить объёмы и ассортимент выпускаемой продукции. Не исключаем появления на камчатских прилавках расширенной линейки чедеризированных сыров, таких например, как Карфилли.

Корр.: Вы уже и сегодня предлагаете покупателю широкий выбор продукции. Он включает в себя и выдержанные сыры, и молодые. Названия многих из них связаны с камчатской топонимикой. По вашей продукции можно географию полуострова изучать. Полагаю, что это осознанный выбор.

Н. Урсол: Решение логичное и продуманное. Мы любим Камчатку, не собираемся её покидать.  Поэтические, часто гармонизированные с музыкальным звучанием географические названия нашего уникального полуострова, которые вобрали в себя культуру, населяющих его народов, получили наши лучшие виды продукции. Среди них сыры «Ковран», «Аянка», «Олютор», творожок «Имушка», названный в честь реки, протекающей в Олюторском районе.

Корр.: Мне кажется, что прекрасного качества сыры с такими названиями имеют все шансы стать еще одними гастрономическим сувениром, которые в дополнение к морепродуктам, окажутся востребованы гостями полуострова. Может быть, вам стоит заключить соответствующие соглашения с местными туристическими компаниями?

Н. Урсол: Сыроварня «Аристель» уже стала одним из объектов экскурсии по городу, который для гостей полуострова проводит ООО «Зима-Лето». В минувший туристический сезон, пока не чаще одного раза в неделю, наше предприятие посещали группы экскурсантов. Панорамное остекление одного из цехов позволяло им знакомиться с частью процесса производства сыров. Гости имели возможность продегустировать нашу продукцию. Практически все они приобретали сыры торговой марки «Аристель», именно в качестве гастрономических сувениров, о которых вы говорили.

Надеюсь, что в текущем сезоне количество представителей индустрии гостеприимства, желающих сотрудничать с нами, возрастет. Наши предприятия к такому партнерству готовы. Возможно, мы создадим к началу туристического сезона медийный продукт, который достаточно широко сможет знакомить гостей полуострова с нашим производством. Оно полностью базируется на использовании экологически безупречного сырья – от дикоросов до молока. Сегодня такое производство трудно еще где-либо встретить.

Корр.: Успехов вам в очередном благородном начинании. В реализации разработанных вами  деловых инициатив вы всегда плотно опирались на меры государственной поддержки, которые предоставляются бизнесу в Камчатском крае. В рамках нашего интервью вы уже говорили о получении в ушедшем году льготного кредита для покупки «Йогурт Шопа», выделении ООО «Сырман» субсидии для возмещения части затрат, связанных с расширением производства. Видимо, вы задействовали еще какие-то меры поддержки?

Н. Урсол.: Их оказалось немало. Мы получали финансовую поддержку для сохранения занятости. И никого из 32 человек персонала не уволили. Приобретение грузового автотранспорта для обслуживания нужд производства нам значительно облегчил льготный кредит. Получали и другие виды ресурсной и административной поддержки.

В целом могу сказать, что на Камчатке сформирована продуманная и достаточна эффективная схема стимулирования деловой и инвестиционной активности. В рамках её федеральные меры поддержки бизнеса дополнены широким периметром краевых направлений поощрения предпринимательства. Базисным элементом этой системы, нацеленным на коммутирование бизнеса с мерами поддержки, выступают региональные институты развития и работы с инвесторами, основным из которых является Корпорация развития Камчатки. Её сегодня возглавляет Марина Якутова.

КРКК оказала мне серьезную помощь в создании сыроварни «Аристель», получении проектом статуса резидента свободного порта Владивосток. В ближайшее время я намерена в очередной раз встретиться с руководством Корпорации, обсудить планы дальнейшего взаимодействия. Они касаются не только реализации бизнес-инициатив, разработанных компаниями, которые я возглавляю или являюсь соучредителем. Наше сотрудничество с КРКК транспонируется и на такое направление, как донастройка мер государственной поддержки бизнеса, совершенствование нормативно-правовой базы этой деятельности.

Я назвала созданную на Камчатке систему стимулирования деловой и инвестиционной активности эффективной. Но эффективная не означает совершенная. Есть ряд направлений, которые, на мой взгляд, требуют правовой корректировки, в том числе на федеральном уровне.

Вот, например, статусы резидентов территории опережающего развития и свободного порта Владивосток. Они предполагают серьезный набор действенных административных, таможенных и налоговых льгот. В их числе преференции по социальным выплатам. Это очень весомая мера поддержки. За неё низкий поклон. Преференции по социальным выплатам исключают черные и серые схемы выплаты зарплат, благодаря чему наёмный персонал имеет прекрасные кредитную и пенсионную истории.

Эта льгота распространяется на численность и штатное расписание, которые зафиксированы в соглашении с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики об осуществлении инвестиционной деятельности в статусе резидента ТОР или СПВ. Но мы предприниматели, и нам диктует условия рынок. Его конъюнктура динамична. Она может потребовать замены одной должности другой, что влечет за собой утрату льгот по социальным выплатам новой штатной единицы, даже при условии сохранения общей численности персонала и фонда заработной платы. Восстановление статус-кво требует огромного объёма работы, формирование нового бизнес-плана, охватывающего трехлетнюю историю работы предприятия. Мне кажется, что назрела необходимость исправить такую ситуацию. Есть и другие проблемы, по которым ведется диалог с КРКК.

Наш разговор с Наталией Урсол продолжался долго. Она охотно делилась планами выпуска на региональный рынок новых видов продукции. Разработана рецептура согревающих безалкогольных глинтвейнов на основе дикорастущих ягод полуострова. Новые напитки предлагались посетителям предновогодней ярмарки в Камчатском выставочно-туристическом центре, и вызвали у потребителя большой интерес. Готовятся к выпуску по оригинальной рецептуре и вновь на основе местных экологически чистых продуктов пельмени и вареники. Они поступят в продажу под новой торговой маркой. Предприятия Наталии Урсол и ее партнеров продолжают развитие…