Корреспондент «АиФ-Камчатка» встретился с Биргит Фирних — известной в Германии тележурналисткой, которая славится своими острыми репортажами на политические темы. Но на далёкую Камчатку корреспондента федерального немецкого телеканала привело вовсе не желание подготовить сюжет про «немытую Россию», а совсем наоборот — показать своим соотечественникам другую «великую и могучую».
Всегда в пути
Биргит Фирних вместе со своей съёмочной группой прилетает на Камчатку уже во второй раз. На вопрос: «Зачем? » — отвечает уверенно:
– Я считаю, что помогаю людям избавляться от предубеждений по отношению к чему-то или к кому-то. В Германии многие думают, что в России живут только агрессивные ультрапатриоты, а я им показываю фильм про камчатских сёрферов. Про молодых людей, которые живут в промышленном «рыбном» крае, но пытаются понять что-то новое, научиться чему-то нетипичному для этого региона.
Около года назад я узнала, что на Камчатке молодёжь увлекается зимним сёрфингом, и очень удивилась. Об этом было даже думать холодно. Но мы приехали, сняли репортаж о местных бесстрашных ребятах — покорителях волн, и в Германии он имел успех у зрителей. С нетерпением ждали лета, чтобы вновь вернуться сюда.
Слышать восторженные слова о Камчатке от объехавшей полмира иностранной журналистки особенно приятно. Биргит часто бывает в России, и её репортажи о наших соотечественниках традиционно вызывают интерес у педантичного немецкого зрителя.
– Мне интересно работать с российской молодёжью, слушать их, узнавать их мысли, надежды, страхи, — рассказывает корреспондент немецкого телевидения. — Каждый из них — будущее огромной страны, а в Германии о них знают так мало. Мне интересно рассказывать про талантливых людей, которые по каким-то причинам оказались в трудной ситуации. Мы снимали сюжет про студента, которого отчислили из крупного вуза из-за его гражданской позиции, про прецедент в консерватории имени Петра Ильича Чайковского, когда ученикам навязывали политические воззрения, про протестные движения 12 июня. В Абакане я встречалась с журналистом — рекордсменом по количеству заведённых на него уголовных дел, но он не сдаётся и продолжает искать правду. И такие люди вызывают у меня восхищение, я хочу про них рассказывать. Мы с ребятами называем себя современными кочевниками, потому что постоянно куда-то спешим, едем, летим. Именно за это я так люблю журналистику.
Микрокосмос на краю земли
Рабочий день немецкой съёмочной группы на краю земли начинается в пять утра. За недолгие десять дней командировки перед Биргит и её съёмочной группой стоит непростая задача — показать всю многоликость нашего края.
Но главное даже не это. Здесь я познакомилась с удивительными людьми, которые не находятся в плену стереотипов. Вот мы арендуем домик прямо на берегу океана: четыре спальных места, небольшая кухонька, шикарный вид из окна. А ведь это не дом, а старый вагончик на сваях, который творческие люди «довели до ума». И я хочу рассказать об этих людям своим согражданам.
– Почему вы считаете, что им это интересно?
– Людям всегда интересно заглянуть в другое общество. Это как подглядеть в замочную скважину. И я считаю, что Камчатка — это микрокосмос огромной России. Все привыкли, что сёрфинг — это где-нибудь в США, на Гавайях, но никак не здесь — в месте, где сшибающий с ног ветер гонит волны, которые разбиваются о совершенно чёрный берег. И занимаются им абсолютно не агрессивные молодые ребята, которые катаются на этих волнах и радуются каждому дню. Повторю, жители Камчатки лично меня удивляют своей расслабленностью, своим лёгким отношением к жизни. В других российских городах редко такое встретишь.
– Не могу не спросить по поводу отношения среднестатистического немца к России.
– Есть большая разница между отношением немца к россиянину и отношением немца к российскому правительству. Большинство называют поведение России на внешнеполитической арене агрессивным, поэтому оно так часто подвергается нашей критике. Но не стоит думать, что ни я, ни другие мои коллеги-журналисты не критикуют немецкое правительство. Критикуют, и ещё как! И для руководства страны — это повод для работы над ошибками. Насколько мне известно, в России дела обстоят совсем иначе, и ваши журналисты замалчивают многие проблемы страны. Это, на мой взгляд, очень плохая тенденция.
Да, немцы хотели бы ещё лучше понять вашу страну, мы не против налаживания и поддержания добрых отношений с Россией во всех сферах. Но Европа бы выдохнула, если бы российское правительство вело более умеренную внешнюю политику.
С разрешения ФСБ
– А вам лично Камчатка понравилась?
– А разве она может не понравиться? Это особенное место. Я могу ответить на Ваш вопрос предложениями из туристических брошюр, рассказывать о таинственных вулканах, завораживающем океане и свирепых медведях. Но всё это не передаст моего восторга от нахождения в этом месте. Камчатка очень напоминает мне Ванкувер — там тоже из любой точки города видно вулканы. Правда, на мой взгляд, бюрократические проволочки сильно мешают развитию туризма в таком удивительном крае. По закону даже Халактырский пляж — зона регламентированного пребывания иностранных граждан. Мы должны были получить специальное разрешение от ФСБ, чтобы сюда приехать, и его оформление заняло почти неделю. По-моему, это негативным образом влияет на туристический поток иностранцев.
– Вы снимаете фильм о сёрферах. А сами пробовали покорить волну?
– Нет, на обычную доску никогда не вставала. А вот виндсёрфингом увлекалась, также каталась на водных лыжах. И всё же главной моей страстью в свободное от работы время остаётся велосипед и верховая езда. Я очень много катаюсь, в том числе и в Москве.