16 марта состоялся III открытый чемпионат Усть-Большерецкого района по подлёдной ловле корюшки «Октябрьский зубарь-2019».
В соревнованиях на реке Большой у посёлка Октябрьский участвовали около двухсот рыбаков из Усть-Большерецкого, Быстринского и Елизовского районов, Петропавловска-Камчатского и Вилючинска.
Чаяния рыбаков
Умудрённый печальным опытом прошлых лет и новогодним выездом на реку, когда остался даже без поклёвки, особого желания ехать в Октябрьский, чтобы порыбачить в пустой реке, не было.
Но оказавшись по делам в районном центре, посёлке Усть-Большерецк, решил посмотреть, как пройдёт чемпионат, и главное, что поймают его участники. Может, я ошибаюсь в своём твёрдом убеждении, что не стоит тратить время и деньги, чтобы за сотни вёрст, как говориться, «ехать киселя хлебать». Но поскольку кто-то из рыбаков не приехал к семи часам утра на регистрацию, мне посчастливилось и самому поучаствовать в соревновании.
Накануне на побережье дул сильный холодный северо-западный ветер, находиться даже в посёлке было неуютно. Каково же будет на реке? Однако в день соревнования природа оправдала чаяния рыбаков и подарила солнечный безветренный день.
Ещё не взошло солнце, а толпа рыболовов уже сгрудилась у судейского длинного стола, где происходила регистрация и раздача номеров. В последние минуты перед стартом главный судья Олег Мороз напомнил о правилах соревнования, согласно которым участники разошлись по секторам. Их два, довольно значительные по площади квадраты, разделённые «пограничной полосой» – бело-красными лентами. Порыбачив в одном секторе два часа, соревнующиеся менялись местами.
Согласно правилам соревнования проводились в двух номинациях. Для тех, кто рыбачит на «самодуры», снасть должна состоять из куска тонкой лески не более чем с четырьмя крючками и грузилом на конце. Причём, разрешается ловить только одной удочкой. Другая номинация – для тех, кто рыбачит на блёсны или, как говорят, на «махалку». Термин «махальщики» распространился на Камчатке недавно, по-видимому, придуманный «самодурщиками» в отместку тем, кто рыбачит на блёсны. Приверженцам спортивной ловли разрешается рыбачить двумя удильниками, оснащёнными каждый одной блесной.
Редкие поклёвки
Итак, рыболовы забурились на расстоянии не более полутора метров друг от друга. Вскоре раздаётся в одном из секторов оживлённый возглас. Есть первая корюшка! Периодически это повторяется то в одном, то в другом секторе. Солнце уже поднялось довольно высоко, время идёт, но поклёвки редки. Судьи и волонтёры, в основном молоденькие девушки, деловито расхаживают по пограничной полосе, зорко следят за рыболовами. Тем запрещено выходить из секторов и общаться, с кем бы то ни было, за его пределами.
О пойманной корюшке необходимо подать сигнал, подняв руку с оранжевым листом пластика. Ближайший судья подходит к счастливчику и фиксирует факт поимки. Звучит свисток судьи, рыболовы меняются местами, переходя из сектора в сектор. Я, как и большинство, не хочу сверлить новые лунки, устраиваюсь на уже готовых.
Поклёвки по-прежнему редки. Вместо корюшки иногда попадается мелкая камбала, но это не радует рыбаков – она не засчитывается в улов. Солнце такое, что можно загорать. Одно удручает – табачный дым, который плотно окутывает место рыбалки. Курят все: и мужики, и женщины, причём последние даже больше. Неподалёку от меня, рыбачка не переставала отравлять атмосферу, меняя одну сигарету за другой. Поверьте, это было пыткой для некурящих. Я обращаюсь к организаторам: последуйте примеру стадионов, где категорически запрещено курить, и никто от этого не умер.
Большие призы за малые уловы
В 12:00 звучит сигнал: соревнования окончены. Те, кто хоть что-то поймал, подходят к судейскому столу, предъявляя свой улов. Каждая рыбка взвешивается и измеряется. Результат, как я и предполагал, печальный. Как ещё можно расценить мой улов – один зубарик, весом 76,5 граммов, который, забегая вперёд, принёс мне второе призовое место среди «махальщиков»!
В мои планы не входило быть на продолжении мероприятия, концерте артистов из Вилючинска и награждении победителей. Но поскольку мне, как старейшему участнику, полагался приз, о чём меня предупредили, я остался на церемонии.
Соревнования «Октябрьский зубарь» проводятся уже третий год и стали популярными. Победителям, а это не только мужчины, но и женщины, и дети, вручаются ценные призы, которых так много, что требуются помощники. Гран-при чемпионата за самую крупную пойманную корюшку, того самого зубаря – сертификат на снегоход от камчатского правительства – получил Андрей Фастунов.
Итоги подведены, ценные призы вручены. Но вот парадокс. Участников соревнования становится всё больше. Ценные призы увеличиваются и в количестве, и в стоимости, а уловы мизерные. Корюшки, до обидного, мало. Это подтверждают и результаты соревнований.
Одно дело – призывы властей развивать и поддерживать любительскую рыбалку, а другое – создавать условия, чтобы количество рыбы увеличивалось. Сделать полуостров рыболовной Меккой мирового значения. И для этого есть все условия.
Матушка-природа сделала Камчатке бесценный подарок, наградив её чистыми реками и диким лососем. И не нужно думать, что можно черпать рыбу до бесконечности. Для этого необходимо защищать её запасы: не только усилить борьбу с браконьерством, но и, возможно, временно запретить сетный лов чавычи, кижуча, гольца, хариуса, корюшки любым организациям и рыбодобывающим предприятиям в реках полуострова. И в качестве эксперимента запретить хотя бы на пять лет лов корюшки в морской акватории устья реки Большой, где её поголовье сильно подорвано.