В конце 2020 года, после губернаторских выборов, во многих населенных пунктах Камчатки оборудовали детские площадки, а столица полуострова превратилась в «Город для жизни», команда нового главы региона заскучала и задумалась над следующими яркими проектами.
Неограниченная власть
Зимой ведь не надо думать про отопление, коммуналку и бороться со снегом, гололедом и решили чиновники поиграть с местным населением в демократию. И формальный повод нашелся. Несколько правдолюбов никак не могли успокоиться после победоносной предвыборной кампании Солодова и как могли над этим глумились. Чтобы разрулить ситуацию, пошли проверенным путем- надо дать этим людям покомандовать.
Появилось на свет постановление от 12.02.2021 года № 19 «Об общественных советах в Камчатском крае». Уже с 19 февраля краевая Общественная палата дала «зеленый» свет кандидатам, которые пожелали войти в общественные экспертные советы (сокращенно ОЭС).
Планировалось, что советы станут «постоянно действующими коллегиальными экспертно-аналитическими органами». И образованы они в целях эффективной коммуникации институтов гражданского общества и исполнительных органов. Задачи у советов оказались тоже масштабными. На них возложили обязанность сначала генерировать, затем обсуждать, а после решать социально значимые проблемы в различных сферах жизни Камчатки. Более того, членам ОЭС доверили полномочия проводить экспертизы решений, которые принимают чиновники правительства. Получилось так, что два десятка советов наделили неограниченной властью.
Ни революций, ни скандалов
В состав каждого из них вошли 12 членов, из них по 3 эксперта выдвигал губернатор и краевая Общественная палата, остальные отбирались экспертным рейтинговым голосованием среди самих же кандидатов. Этот процесс широко освещался в СМИ. Советы образовались по всем сферам: и в сельском хозяйстве, и в образовании, культуре, энергетике, благоустройстве, здравоохранении, туризме. В общем, по всем.
Двадцатым советом стал Координационный, в обязанности которого вошло сверять стрелки на часах всех остальных советов. Его возглавил зампред правительства Павел Ясевич, который приехал на Камчатку с будущим губернатором и также получил в оперативное управление реготделение партии «Единая Россия», ситуация с которым, как и с ОЭС, никакая, об этом позже.
Стоит отметить, что на Камчатке не набралось 19 ярых правдорубов, которые бы возглавили все советы. Поэтому Ясевич привлек в совещательные органы уважаемых на полуострове людей из области культуры, спорта, бизнеса и пр. Зато несколько самых неспокойных граждан получили кресла сразу в нескольких ОЭС.
А дальше то что? От 0 до 5 протокольных встреч за год, скучные доклады чиновников. Ни революций, ни ярких законопроектов, даже скандалов не было.
Кстати, срок полномочий ОЕС составляет три года. Уже сегодня должны набирать новых людей в советы. Но царит тишина. Может, потому что толка от них нет?
Зато на бумаге работа ведется. Мы нашли отчет о работе за 2021 год одного из самых важных советов – по вопросам ЖКХ. За год было проведено 7 заседаний и решено 2 вопроса. Также имеется план работы на 2022 год.
К счастью, камчатские советы даже создают модные ныне группы в соцсетях. Хотя группы – это громко сказано. Например, в телеграмм-канале по развитию информационного общества Камчатки присутствуют целых 9 человек! Группа была создана еще в ноябре 2022 года и опубликовано в ней с тех пор всего три поста. Если уж в информационной группе такой дефицит новостей, то что говорить о других советах…
А общественная палата зачем?
Есть еще сайт Общественных советов, который открылся в 2022 году, но, похоже, все еще требует технической доработки. Там тоже размещены целых три новости, правда без текста, вместо него одинаковые картинки с гербом Камчатки. Из полезного – есть список советов, но текущая отчетность и планы работы на 2023 год присутствуют далеко не у всех ОЭС.
Вообще идея советов замечательная. Но их создают ведь не для придания важности тем, кто в них работает, а для помощи обществу. Правда, нашли прикладной случай. В феврале 2022 года на Камчатке случился скандал с размещением глэмпинга на Вилючинском перевале. Туроператору сначала разрешили стройку, потом запретили. В дело вмешался суд. Чтобы не раздувать конфликт, с пострадавшей хозяйкой глэмпинга встретились и министр туризма, и природоохранный прокурор, и уполномоченный по защите прав предпринимателей. А главное - председатель ОЭС по вопросам развития туризма. Итог встречи для владелицы туристического объекта нулевой.
Из всего вышесказанного возникают логичные вопросы: кому нужны эти 20 советов? Имитация бурной деятельности? На ум сразу приходит «Единая Россия», которая когда-то звучала на Камчатке на каждом углу, чем здорово бесила камчатцев. Но с приходом Ясевича, все как-то затихло.
Самое парадоксальное в этой истории – существование Общественной палаты Камчатского края. Она работает с 2010 года и выполняет те же функции, что и ОЭС. Если же вдруг потребовалось расширить полномочия палаты, можно было увеличить количество комиссий.
Порядок образования советов при палате утверждено постановлением еще в 2013 году. Сегодня в палате числится 21 человек и работают 7 комиссий с названиями, напоминающими вывески общественных советов.