Прилетит ли на Камчатку Ту-214?

Глава кабинета министров Михаил Мишустин в рамках рабочей поездки в Татарстан провел на Казанском авиастроительном заводе имени Сергея Горбунова представительное совещание, на котором рассматривались перспективы отечественного гражданского самолетостроения.  

   
   

Во вступительном слове премьер-министр назвал авиапром стратегической системообразующей отраслью. Михаил Мишустин напомнил, что глава государства поставил задачу «развивать отечественную авиацию, строить и эксплуатировать суда российского производства, что, конечно, особенно важно в условиях беспрецедентного санкционного давления, которое сегодня испытывает наша промышленность». 

Потребность в российских самолетах у авиаперевозчиков, по выражению главы кабинета, «огромная». Для удовлетворения этого спроса правительство совместно с авиапромом предприняли несколько конструктивных шагов. Премьер-министр перечислил некоторые из них: «В прошлом году сертифицирован самолёт МС-21 с российскими двигателем ПД-14 и композитным крылом. Были успешно проведены аэродинамические испытания опытных образцов регионального Ил-114 и лёгкого многоцелевого самолёта «Байкал». Проходит испытания и обновлённый лайнер «Сухой Суперджет». Он будет оснащаться теперь отечественными двигателями пятого поколения ПД-8. И его первый полёт планируется в ближайшее время». 

Правительство РФ летом минувшего года утвердило комплексную программу развития авиапрома. Согласно ей до 2030 года необходимо произвести более тысячи различного типа гражданских пассажирских и грузовых воздушных судов. В их число входят среднемагистральные лайнеры Ту-214, которые выпускает казанский завод. До недавнего времени предприятие производило один – два самолета в год. 

Сейчас перед заводом поставлена задача выпустить к 2030 году более 70 таких машин. Ту-214 считается очень надежной машиной и имеет ряд конкурентных преимуществ перед однотипными зарубежными лайнерами – Boeing-757-200 и Airbus A321-200. Ту-214 превосходит иностранные аналоги по пассажировместимости и дальности полета. И стоит самолёт  почти в четыре раза меньше, чем зарубежные однотипные суда. Выгодно отличается Ту-214 и по отношению расхода топлива на 1 километр расстояния к числу перевозимых пассажиров. У нашей машины это важнейший показатель эффективности составляет 18,3 грамма на пассажиро-километр, у Boeing-757-200 – на грамм больше.  

Выступивший на совещании управляющий директор ПАО «Туполев» Вадим Королёв рассказал, что Ту-214, состоящий на данный момент из 87 процентов отечественных комплектующих, способен перевозить до 207 человек. Дальность полета при определенном варианте компоновки может достигать 9 тысяч километров. Иными словами, Ту-214 может работать на самой протяженной внутренней российской трассе Москва – Петропавловск-Камчатский. По оценкам экспертов индустрии гостеприимства, Ту-214 в перспективе, после завершения строительства нового аэровокзального комплекса в главной воздушной гавани региона, может стать основным лайнером для чартерных туристических рейсов на Камчатку.  

На совещании под руководством Михаила Мишустина рассматривались возможности по наращиванию выпуска среднемагистрального самолета до 20 лайнеров в год. На предприятии считают возможным выход на эти объемы к 2027 году, при условии технического доовооружения, развития инфраструктуры и станочного парка казанского завода и его партнеров. На эти цели Михаил Мишустин предложил выделить из Фонда национального благосостояния около 42 миллиардов рублей.  

   
   

«Увеличение выпуска надежных и экономичных самолетов Ту-214 может привести к изменению планов правительства по формированию авиационного парка единой дальневосточной авиакомпании «Аврора», к появлению в её составе экономичных, комфортабельных и надежных машин ПАО «Туполев», – не исключает первый заместитель генерального директора Корпорации развития Камчатки Марк Балясный.  

Он напомнил, что в начале текущего года Правительство России согласовало инвестиционный проект поставок российской авиатехники объединенному дальневосточному перевозчику на общую сумму 55 миллиардов рублей. Речь идет о 8 среднемагистральных SSJ New, 10 «Байкалах» для обеспечения внутрирегиональных перевозок и 21 вертолете нескольких модификаций.  

«Аврора» согласно федеральному инвестиционному проекту получит первые вертолеты и четыре Superjet New уже в следующем году. На 2025-й год дальневосточному  перевозчику запланированы поставки  еще четырех SSJ и первой пятерки «Байкалов». В 2026 году  парк «Авроры» пополнят пятерка воздушных судов малой авиации и оставшиеся вертолеты. И вполне возможно, что в качестве дополнительного бонуса дальневосточный перевозчик получит несколько Ту-214, способных работать на международных линиях.  

Марк Балясный также напомнил, что после реконструкции аэродромной инфраструктуры международный аэропорт Петропавловска-Камчатского способен принимать все существующие на сегодняшний день воздушные лайнеры зарубежного и отечественного производства.