«Посол мира». Камчатская община бахаи готовится отметить 200-летие Бахауллы

Бахаулла учил, что Бог един для всего человечества. © / pixabay.com

В октябре исполняется 200 лет со дня рождения Бахауллы, основателя веры бахаи, мировой религии, более 6 миллионов последователей которой проживают в 232 странах и территориях и принадлежат к более чем 2 100 нациям и народностям.

   
   

Независимый характер веры Бахаи, не являющейся направлением или сектой любой другой религии, признан правительствами государств, а Организация Объединённых Наций присвоила мировому сообществу Бахаи высокое звание «Посол мира».

Бахаулла учит, что Бог един, а все религии — выражение «неизменной веры в Бога, вечной в прошлом, вечной в грядущем». Его видение человечества, как единого народа, и Земли, как общей родины, становится сегодня центром надежды всех людей. Обращение, которое он адресовал политическим лидерам своего времени, не было воспринято ими. Ясность, с которой Бахаулла предвидел неизбежный коллапс морального и социального порядка, потрясает.

Происходящее в мире сегодня показывает, что принятие объединяющего всех взгляда на суть человека и общества становится насущной необходимостью. Без глубокого осознания направления хода человеческой истории невозможно устроить жизнь народов и отдельного человека таким образом, чтобы это было справедливо и притягательно для каждого. Подобное видение раскрывается в писаниях Бахауллы, божественного посланника девятнадцатого столетия, чье растущее влияние — самое значительное событие современной религиозной истории.

Жизнь Бахауллы

Бахаулла родился 12 ноября 1817 года в Тегеране, столице Персии. С детства он обнаруживал необыкновенные способности, и его поведение убеждало родителей в том, что его ждёт великое будущее. Отец Бахауллы был известным министром при дворе шаха, а его сын уже к 14 годам был известен при дворе своей мудростью и учёностью. Бахаулле было 22 года, когда умер его отец, и правительство предложило ему тот же самый высокий пост. Но Бахаулла отказался и оставил двор. Он помогал угнетённым, больным, бедным и вскоре стал известным защитником справедливости.

В возрасте 27 лет через особого гонца Бахаулла получил некоторые из писаний Баба, где говорилось о близости дня Божиего, дня, когда новый явитель Бога принесёт мир, единство и справедливость, так долго ожидаемые человечеством. Бахаулла немедленно стал одним из наиболее деятельных последователей Баба. Правительство и духовенство Персии со страшной жестокостью начали преследовать сторонников Баба. Несмотря на своё знатное происхождение, Бахаулла также не избежал гонений. Он был брошен в темницу под названием «Чёрная яма». Испытывая величайшие страдания, Бахаулла провёл там четыре страшных месяца. Но именно в этом подземелье божественный дух открыл ему, что он и есть ожидаемый всеми явитель Бога.

После четырёх месяцев, проведённых в «Чёрной яме», Бахаулла был лишён всей собственности и вместе с семьёй выслан из страны. Зимой, в лютый мороз, они двигались через горы к Багдаду, в те времена относящемуся к Оттоманской империи. Нельзя описать словами страдания, которые претерпели они, преодолевая сотни километров по снегу и обледенелой земле.

   
   
Храм"Лотос" в Нью-Дели, который ежедневно посещают 10 000 человек - уникальное строение в форме цветка. Фото: pixabay.com

Слава Бахауллы вскоре распространилась на весь Багдад, а затем и другие города империи. Всё больше и больше людей приходили к дому сосланного узника, чтобы получить его благословение. Но оказались и такие, кто завидовал его славе. Среди них был сводный брат Бахауллы, выступивший против и надеявшийся, что его признают лидером. Заговор сводного брата разъединил верующих, тем самым сильно опечалив Бахауллу. Однажды ночью, не сказав никому ни слова, Бахаулла покинул дом и удалился в горы Курдистана. Там он вёл уединённую жизнь, проводя время в молитве и размышлениях. Он жил в маленькой пещере и питался самой простой пищей. Никто не знал о его происхождении, но постепенно люди этой местности стали говорить о безымянном великом святом, которому дано знание от Бога. Когда весть об этом дошла до семьи Бахауллы, родные сразу поняли, о ком идёт речь, и послали ему письмо с просьбой вернуться. Бахаулла внял мольбам и положил конец разлуке, длившейся два года.

По возвращении в Багдад Бахаулла не стал объявлять о своём великом положении, а силой и мудростью слов начал завоёвывать преданность всё большего числа людей из всех слоёв общества. Однако духовенство и снедаемый завистью брат Бахауллы не могли смириться с тем огромным влиянием, которое оказывал Бахаулла. Они жаловались властям до тех пор, пока правительство Персии не договорилось с властями Оттоманской империи о том, чтобы Бахауллу перевели в город Константинополь.

Апрель 1863 года стал месяцем глубокой печали для населения Багдада. Тот, Кого они так сильно полюбили, покидал город. Однако их печаль была развеена, так как Бахаулла открыто провозгласил, что Он — ожидаемый всеми религиями прошлого Явитель Бога, Тот, Чей приход предвещал Баб. Печаль сменилась безграничной радостью, а эти дни в конце апреля и начале мая, предшествовавшие отъезду, теперь отмечаются бахаи во всем мире как Праздник Ризван, годовщина провозглашения Бахауллой Его Миссии.

Константинополь был столицей Оттоманской империи. И здесь мудрость и личное обаяние Бахауллы стали привлекать к нему всё больше и больше людей. И вновь духовенство убедило власти выслать его в другой город — в Адрианополь. Там Бахаулла написал послания королям и правителям мира, призывая их оставить стезю деспотизма и служить благоденствию своих народов. В это время его враги задумали самое мучительное наказание — Бахауллу и его семью решили сослать в город Акка, где в то время была самая ужасная тюрьма во всей империи.

Трудно передать многочисленные невзгоды, которые испытал Бахаулла в Акке. Сначала он был помещён в одиночную камеру, и к нему не допускали даже его детей. Бахаулла был лишён всех удобств. Но постепенно условия заключения менялись. Жители и власти Акки убедились в его невиновности. И вновь людей стала привлекать мудрость и любовь этой выдающейся личности. Через несколько лет двери города-тюрьмы раскрылись перед Бахауллой и его последователями, и им было позволено жить в относительно комфортных условиях — в доме, который теперь известен как усадьба в Бахджи. В этом доме в мае 1892 года Бахаулла ушёл из жизни, находясь на вершине своего могущества и славы.

Усыпальница Баба (на фото) и усыпальница Бахауллы в Израиле, а также окружающие их сады причислены ЮНЕСКО к объектам Всемирного наследия. Фото: www.globallookpress.com

Востоковед Эдвард Браун — один из немногих европейцев, удостоившихся чести оказаться в присутствии Бахауллы, и единственный, оставивший письменное свидетельство о встрече. Вот что записал Браун:

«В углу, где стоял придвинутый к стене диван, восседал удивительный почтенный человек. Лицо того, кто предстал моему взору, я никогда не смогу забыть, хотя и не в силах дать ему описание. Эти проницательные глаза, казалось, читали саму душу; силой и властью сияло высокое чело его… Мне уже не нужно было спрашивать, в чьём присутствии я нахожусь, когда я склонился перед тем, кто был средоточием такой любви и преклонения, которому могли бы позавидовать короли и о которых напрасно вздыхают императоры. Мягкий, исполненный достоинства голос пригласил меня сесть и вслед за тем продолжил: «Хвала Богу, что ты прибыл! Ты пришёл посетить узника и изгнанника… Мы не желаем иного, кроме как благоденствия миру и счастья народам, и все же выдают нас за подстрекателя вражды и возмутителя умов, достойного цепей и изгнания... Но что за вред в том, чтобы все нации объединились в одной вере, и сыны человеческие стали как братья; чтобы узы приязни и единения могли укрепиться; в том, чтобы религиозные различия исчезли и расовая разобщённость прекратилась?.. И всё же этому назначено быть, бесплодные раздоры и разрушительные войны канут в прошлое и настанет величайший мир…».

Вера Бахаи и Россия

Россия — одна из стран, сыгравших выдающуюся роль в истории веры Бахаи. В 1889 году российский суд впервые признал её независимый характер как самостоятельной религии и выступил на защиту её последователей. Ранее, когда преследования коснулись Бахауллы, российский представитель в Персии князь Долгоруков предложил ему и его семье убежище в России, от которого он отказался. После решения властей выслать Бахауллу из страны Долгоруков выделил сопровождение для обеспечения безопасности ссыльных по пути их следования из Тегерана в Багдад. Российские власти и интеллигенция пристально следили за развитием нового откровения, известные писатели упоминали в своих произведениях стандарты бахаи как пример для подражания, а Лев Толстой, состоявший в переписке с выдающимися бахаи и высоко оценивший значимость и высокую нравственность нового учения, сказал: «Мир занят поисками выхода, но ключ к решению всех проблем на земле находится в руках персидского узника Бахауллы».

В начале ХХ века в городе Ашхабад, находящемся в то время под юрисдикцией России, был возведён первый храм бахаи по проекту русского архитектора Волкова. Это стало одним из ярких и значительных достижений первого века истории Бахаи. После 1917 года бахаи сначала были ограничены в своей деятельности, а к 1938 году все общины в России были практически уничтожены. Этот мрачный период продолжался до 1990-х годов, когда у бахаи вновь появилась возможность делиться с согражданами радостной вестью о долгожданном Откровении, а также возродить административные институты Веры.

Сейчас в России насчитывается около 35 общин бахаи, верующие происходят из разных слоёв общества, принадлежат к разным национальностям и имеют различное религиозное прошлое. Бахаи верят, что духовный и материальный прогресс России неизбежен, принимая во внимание опыт прошлого, основанный на поиске истины, стремлении к справедливости и высоким идеалам. «Бог определил для России такую роль, с которой ничто не может сравниться», — утверждал Бахаулла.

Узнать больше о вере Бахаи вы можете на официальном сайте bahai.ru. Контакты в WhatsApp и тел.:8-914-626-00-35

Материал подготовлен общиной веры Бахаи

На правах рекламы.

Смотрите также: