Природа необычайной красоты, вулканы, медведи, разгуливающие по городским улицам, огромные сугробы… а иногда даже… электрички, пробивающиеся через снегопад, — такой видят Камчатку по телевизору жители материка.
А для туристов, заплативших немалые деньги за авиаперелёт, Камчатка представляется краем контрастов: манящая, нетронутая человеком природа и унылые городские пейзажи; дороги, оставляющие желать лучшего, и припаркованные повсюду новенькие японские и корейские джипы; обшарпанные пятиэтажки и заснеженные вершины вулканов в просветах зданий.
Прикипевшие
Несколько лет назад в журнале «Русский репортёр» один путешественник, посетивший наш полуостров, поделился такими впечатлениями: «Здесь чистый воздух, свежие рыба и икра, а прямо за городом — не загаженные человеком горы, реки, леса и вулканы. Камчатский Питер — унылая пьеса в фантастических декорациях…Приезжему Петропавловск кажется серым и скучным. В центре города — типовое советское здание краевой администрации и Ленин в развевающемся плаще. С ними благополучно соседствуют осенённые крестом святые Пётр и Павел, а также небольшой пляж, где и летом-то народу немного, а зимой и вовсе никого».
Многие ругают Камчатку, жалуясь на серость городских улиц, плохой климат и отдалённость от материковской цивилизации. Тем не менее, гости полуострова, как правило, отмечают, что «люди здесь очень хорошие и добрые. Не такие, как везде».
Чем же отличаются камчатцы от жителей других российских регионов? На Интернет-ресурсе strana.ru подмечено, что камчатцы похожи на моряков, потерпевших кораблекрушение вдали от дома. Они живут на далёком острове по старым правилам своей родины, в то время как на самой родине всё не единожды успело перемениться. И действительно на Камчатке сегодня немало «обломков» кораблекрушения эпохи СССР, прибывших на полуостров в 60-70-х годах прошлого века. Сюда стекались те, кто гнался «за длинным рублём», диссиденты, задыхавшиеся в затхлой атмосфере «развитого социализма», странствующие рыцари рюкзака и гитары, искавшие ещё не названные места на карте… Они приезжали сюда, как правило, на три года, но задерживались навсегда, понимая, что прикипели к этой земле…
«Я с Камчатки!»
Медсестра Неля Паламарчук на Камчатке с 1968 года. Она говорит, что не представляет своей жизни без этого места.
– Как-то, лет двадцать назад, я услышала на улице слова женщины, что здесь всё серо и хочется уехать, — говорит Неля Владимировна. — Ну, думаю, и уехала бы, что тебя здесь держит? А по мне Камчатка — это Вселенная. Это шикарный океан, сопки, вулканы, реки, озёра, дикоросы и самое главное — добрые порядочные люди.
– Пошла в школу английского, через пару недель узнала, что одна из преподавателей с Камчатки, она ещё и училась в вузе, где работает моя мама, — рассказывает девушка. — Я побежала к ней с воплями: «Я тоже с Камчатки!». Мы разговорились и теперь, когда встречаемся в коридоре, у обеих улыбки до ушей и настроение поднимается. А ещё девочка с Камчатки приютила на Новый год. У меня тогда украли телефон, и я рыдала за несколько часов до праздника, не могла ни с кем связаться. Попросила у знакомой, с которой почти не общалась, когда жили в Петропавловске-Камчатском, чтобы та позвонила моей маме и предупредила, что со мной всё в порядке. Девочка, узнав, что случилось, настояла, чтобы я приехала к ней в гости отмечать праздник и тем самым спасла мой Новый год.
Белорусский режиссёр Антон Гришкевич на протяжении нескольких месяцев наблюдал за жителями Петропавловска-Камчатского, слушал местные разговоры, погружаясь в действительность полуострова.
Конечно, у Камчатки, как и всюду, есть свои плюсы и минусы. Но не везде люди обладают удивительной способностью поражать своей искренностью и открытостью. Поэтому многие из нас давно уже перестали обращать внимание на серость, климат и отдалённость от цивилизации. И можно ещё поспорить — кто на самом деле потерпел «кораблекрушение».
Екатерина Довгалева