«Кочки, овраги, кусты, реки, болота — сплошная, изощрённая полоса препятствий. Сильная жара, собака пытается нырнуть в любую тень. Выползаешь на очередную двухметровую террассу, и — как награда — мордой лица, в прямом смысле, падаешь на огромную поляну морошки…»
Когда врач-фтизиатр из Олюторского района Виктор Кошель принёс в «АиФ-Камчатка» свой дневник с путевыми записями, то слегка обиделся на сравнение со знаменитым Фёдором Конюховым. «Попробовал бы он с 25 килограммами на спине по тундре в одиночку пройтись хоть пару сотен километров! В лодке сидеть и смотреть, куда тебя несёт океан — большого ума не надо».
Сегодня мы заканчиваем публиковать заметки путешественника по нетронутой Камчатке, проложившего пеший маршрут более чем на 500 км.
Чёрная дыра
2-7 сентября базировался у оленеводов и каждый день ходил к геологам — лечить их товарища. Геологи — молодцы, всегда приглашали в столовую покушать. У них я и в бане парился, и стирал, разрешили даже позвонить по спутниковому телефону.
А у оленеводов ловили рыбу, заготавливали дрова, собирали грибы и кедровые шишки. И парились в бане. Вопреки расхожему мнению, что в табуне люди не моются, могу сказать, что баню они топят едва ли не каждый день. Затопили и в этот раз, на берегу реки — это была самая «крутая» парилка. Камни красные, как только плеснул на них воды, сразу падаешь на траву и ворочаешься каждые 20 секунд, потому что сверху жжёт нестерпимо сухой пар. И речи нет, чтобы сесть или встать.
Но пришла пора прощаться и с оленеводами. Люди они хорошие, гостеприимные. Пока был у них, сделал неожиданное открытие: открыл «чёрную дыру». Но это не про космос.
Оленеводы постоянно в тундре, снаряжения хорошего нет. Палаткам лет по 20, просто брезент. Домики нуждаются в капитальном ремонте. Лошадей не хватает. Зарплата в среднем около 5 тысяч в месяц. Чтобы заработать, они берут летом отпуск и идут работать на рыбзавод. А с другой стороны, со слов бригадира, ежегодно на оленей даётся государственная дотация в размере 8 миллионов рублей. Возникает резонный вопрос: куда деваются деньги? Понятно, куда — в «чёрную дыру».
8 сентября утром двинули с геологами на Чемырнаут, там им пришёл груз. Капитан согласился «дотрясти» меня до Паланы. Сходил на сопку, собрал морякам ведро рябины и два мешка орехов. А потом ещё литра полтора голубики и брусники.
9 сентября целый день — разгрузка. Старт ночью по приливу. Решил сходить в Рекиники, проведать оленевода Диму. Прошёл километров пять — вижу оленей. Подошёл, поздоровался с ребятами. Один из них сказал, что плохо себя чувствует: звенит в ушах и кровь идёт из носа — повышенное давление. Я вернулся в бухту, на корабле дали упаковку лекарства от давления, у себя кое-что нашёл, отнёс парню. Посидели у костра, почаевали, покушали, и я пошёл на корабль. К вечеру поднялся сильный холодный ветер.
Упал на шконку — и спать. Пролежал двое суток. Это был ещё не шторм, но очень сильный ветер. Нас на барже тянул буксир. Качает, трясёт, дёргает, и периодически — мощные удары волны. В соседнем помещении обвалился потолок. Как только я вставал, сразу начинало тошнить. Ложусь — более-менее жить можно. Выходил на палубу только по малой нужде. А вот один раз вышел по большой — так это был цирк! На дроте задницей упёрся в угол, одной рукой держусь, чтобы не выкинуло за борт, второй рукой держу пакет, который ёрзает по палубе, и пытаюсь туда попасть — короче, было весело.
Правила тундры
12 сентября прибыли в Палану. Спасибо коллегам из тубдиспансера — разместился у них, пока была нелётная погода.
В Петропавловск прилетел 17 сентября. Экспедиция закончилась. Подсчитал по дневнику: с 14 июля по 9 сентября прошёл 504 км. Можно делать выводы и записывать правила.
Второе. Нужна хорошая физподготовка. Не надо вспоминать свои былые подвиги — физическая форма теряется быстро и незаметно. А если пошёл в поход, то, независимо от формы, нельзя допускать перегрузок — это чревато очень серьёзными последствиями. Нагрузку нужно увеличивать постепенно.
Третье. Снаряжение нужно подбирать заранее и очень тщательно, чтобы всего хватало. Особое внимание — картам, архивам и хорошему знанию местности. По пути следования обязательно дотошно расспрашивать охотников и оленеводов об ориентирах, дорогах, домиках, любом жилье.
Четвёртое. Знание пищевых ресурсов, мест, времени и способов добычи рыбы или дичи, сбора ягод, грибов, съедобных растений.
И пятое, абсолютно обязательное. Наличие охотничьей собаки там, где есть медведи. Предупредит об опасности и отгонит зверя днём и, главное, ночью. Да и поговорить будет с кем.
Ну и объявляю об открытии нового вида путешествий: по-западному, «бэкдогпэкинг», а по-нашему — легкоходство с собакой. Оптимальный вариант семейного отдыха: 2-3 семьи, обязательно с детьми, идут с лёгкими рюкзачками. И несколько лаек, которых с детства приучили к вьюку, несут по 8 кг груза на «брата». Путешественникам остаётся только любоваться природой и добывать пропитание себе и четвероногим друзьям.
* * *
Хочу поблагодарить всех людей, которые встречались мне по пути и помогали, кто чем мог. И извиниться перед ними за то, что не оправдал их доверия и не дошёл не то что до Петропавловска, но и хотя бы до Паланы. Но я старался, как мог. Самое главное — приобрёл новых друзей и опыт ходьбы по тундре. Уверен, лучшие наши экспедиции — впереди. Я обязательно найду единомышленников, и мы пройдём и этот, и другие маршруты вместе.
Виктор Кошель