В тёплые весенние дни во дворе Елизовского подросткового центра «Патриот» вовсю кипит работа – идёт подготовка к параду в честь Дня Победы. Ведь одно из главных направлений его деятельности – поиск и восстановление техники военного времени, которая уже много лет своим ходом проезжает в торжественных колоннах. О работе центра и о том, как воспитывать патриотов, с неподдельным энтузиазмом рассказал его руководитель Александр Беликов.
Праздники и будни
– Это ЗИС, вот БТР, а здесь у нас БРДМ. Готовим военные автомобили к параду, – с ходу начинает экскурсию Александр Игоревич. – Впервые мы участвовали в демонстрации на 9 мая в 1995 году. Проехали с красным флагом на первой нашей восстановленной машине – БТР-152.
В предпраздничные дни работы у нас особенно много. Но и помощников хватает – ребята, единомышленники, друзья. Дело, которым мы занимаемся, настолько интересно и уникально, что привлекает внимание многих людей. Народ к нам тянется.
Екатерина Довгалева, kamchatka.aif.ru: Александр Игоревич, а чем воспитанники центра заняты в не торжественно-праздничное время?
К нам приходят заниматься много детей, и часто бывает, что они ослаблены. А дело в том, что сейчас занятий физической культуры в общеобразовательных школах недостаточно, мне кажется, стоит кардинально пересмотреть учебную программу. Представляете, приходят к нам 15-летние парни и даже подтягиваться не умеют. Зато уже буквально через два года занятий – делают это, как следует. И не только ребята, но и девчонки!
Мы не ставим перед собой цели готовить профессиональных спортсменов, не работаем только на результат. Главная задача – воспитание физически крепких людей, способных без проблем адаптироваться к современным условиям жизни.
– А в чём главная задача вашей поисково-технической секции?
Этой многогранной деятельностью я горжусь, как и наши воспитанники, и их родители, и даже весь наш край. Кроме нас, ни одно из учреждений дополнительного образования не занимается ничем подобным не только на Камчатке, но и во всей стране. Нет ни одного аналога – я специально смотрел, чем занимаются российские детские центры. Радует, что государство нас поддерживает, все занятия для детей бесплатные. Я, считаю, что в идеале досуг должен быть доступен каждому ребёнку.
Музейный гараж
– Как вам удаётся разыскивать старую технику? Не боитесь, что рано или поздно найдёте всё?
– Нет, этого нам точно бояться не стоит ещё много-много лет. А в поисках нам с удовольствием помогают старожилы – жители края звонят и сообщают, например, о предполагаемом месте разбившегося 70 лет назад самолёта. Мы выезжаем, начинаем искать. Однако сегодня существует большой риск опоздать, потому что всё быстро приравнивают к металлолому и вывозят, не интересуясь исторической ценностью находки.
Вообще, я чувствую, что наша поисковая деятельность не сможет закончиться никогда – невероятное количество тайн хранит наша земля. Нам звонят и сообщают информацию практически каждый день – кто в старом гараже что-нибудь обнаружит, кто во дворе.
– Где вы храните найденные и «поставленные на ноги» автомобили?
– Место для хранения мы уже много лет называем музейным гаражом. Это хороший, но маленький деревянный бокс, и его нам катастрофически не хватает – часть машин храним на улице. Я давно мечтаю о создании галереи техники, есть даже проект, который, к сожалению, пока остаётся на бумаге. У нас большое количество автомобилей и других артефактов, которые мы находим в экспедициях. Есть возможность показать, как проходило освоение Камчатки до и после войны. Уверен, что такой музей стал бы подарком не только для местных жителей, но и туристов бы привлекал.
Ещё у нас есть необходимость в профессиональной мастерской с современным оборудованием, это помогло бы развитию нашего центра. Но пока – что поделать? Справляемся так.
Моё Отечество
– Александр Игоревич, совсем юным вашим воспитанникам, наверное, тяжело бывает?
– Формально у нас занимаются дети с 6 до 18 лет. Но, знаете, выпускники никуда от нас не уходят, и никакая сложность на это не влияет. Работы в центре всегда хватает – автомобили износятся, а нашим людям только в радость – чистят детали, шкурят, собирают механизмы.
Как минимум, каждый год в апреле и мае все – и нынешние, и прежние ученики – приходят и начинают помогать готовиться к парадам, реставрировать технику. И я, конечно, не могу и не должен препятствовать, потому что у людей есть нестерпимое желание помогать. Эта потребность, так же, как и умение сочувствовать и сопереживать, даёт ростки с юных лет.
– Вас ретротехника наверняка с детства привлекает?
– Родители воспитали во мне любовь к малой и большой Родине, к истории. Я рос во Владивостоке, и мне очень повезло – никто не запрещал лазить по сопкам, местам, где была гражданская война, собирать гильзы, коробки от пулемётов и, более того, нести это всё домой. Уже там у меня появился собственный маленький музей. Никто не подавлял подобное любопытство, напротив, меня поддерживали в занятиях техническим творчеством. Я благодарен своей школе и замечательному классному руководителю – мы постоянно ходили в музеи. Очень важно воспитывать в детях любовь к истории и Отечеству – только тогда они будут вырастать по-настоящему сильными личностями.
Я убеждён, что такие принципы нужно вкладывать в каждого ребёнка. И это совсем не пустые слова – в своих детях, как и в учащихся подросткового центра, я воспитал любовь к музеям, экспедициях, походам.
«Патриот» с самого дня его основания, уже почти 30 лет, работает, основываясь на военно-патриотических принципах. Результаты не заставляют себя ждать – многие наши выпускники, некоторым из которых уже по 40 лет – квалифицированные механики, служат в МЧС, СОБР, в горячих точках. Они умеют трудиться, а это и есть настоящий патриотизм. У таких людей любовь к Отечеству уже в крови.