Зачитываясь историями Джека Лондона и Редьярда Киплинга, мы навсегда запомнили, что человек и природа составляют нерушимое единство только при условии мирного сосуществования. Но есть люди, которые познали жизнь в дикой среде не только по страницам любимых книг.
Кроноцкий заповедник – один из старейших в России. Это уникальная территория с Долиной гейзеров, вулканами, редкими животными и растениями – и эти богатства природы существуют благодаря чуткому отношению профессионалов. Об особенностях непростой, но интересной работы в диких условиях рассказал государственный инспектор Кроноцкого заповедника Александр Хачукаев.
Где обитает добрый дух?
– Всё, что происходит в заповеднике, – интересно и необычно, особенно для горожанина. Когда я впервые оказался в дикой природе, это произвело на меня огромное впечатление, – рассказывает Александр. – Поверьте, именно в такие моменты переворачивается всё цивилизованное нутро. Животные, особенно крупные, меня даже напугали немного. Но им, как и природе, я не перестаю удивляться до сих пор.
Екатерина Довгалёва, amchatka.aif.ru: Александр, встреча с крупным животным напугает кого угодно. Вы всегда готовы к столкновению с медведем?
Наибольшую опасность представляет зверь, которого когда-либо человек обидел или прикормил. Такой медведь нападает молча. Есть немало интересного художественного материала на эту тему, рекомендую роман Григория Федосеева и одноимённый фильм «Злой дух Ямбуя».
– А что насчёт чудес природы? Долина гейзеров действительно так хороша, как о ней говорят?
– Она, в самом деле, производит волшебное впечатление, которое, к сожалению, невозможно передать никакими фотографиями и видеосъёмками. В Долине вы ощущаете себя так, словно находитесь на краю пропасти или дышащего вулкана, и наполняетесь окружающей обстановкой. Если вы хоть раз там побывали, то это становится фактом вашей биографии. Я ответственно заявляю, что Долина гейзеров – это место, меняющее вас. Она энергетически насыщена и словно снимает какой-то этап жизни, переводит на следующий, придавая при этом много силы.
Как стать волонтёром?
– Каждый сезон заповедник приглашает на работу добровольцев. Многих интересует, что входит в обязанности помощников.
– Обычная хозяйственная деятельность. Если вы не боитесь черновой работы и готовы выполнять простые «дачные», сельскохозяйственные дела, у вас всё получится.
Но знайте, что условия быта для волонтёров достаточно суровые – много работы, туалет на улице, из предметов гигиены только те, что взяли с собой. В общем, представьте, что вы живёте на дачном участке с минимумом удобств.
Люди не всегда сразу понимают, что от них требуется, но, как правило, те, кто умеет работать, не задают вопрос: «Чем я могу быть полезен?». Если же он возникает, человек, скорее всего, думает, что нужно только наблюдать за животными, и такому волонтёру ещё нужно многое объяснить.
Однако к нам приезжает немало помощников, которые сразу и без лишних вопросов могут и вертолётные площадки покрасить, и туалеты отмыть, и вещи тяжёлые перенести, и при строительстве помочь, и еду приготовить. Волонтёр – это человек доброй воли, и здесь каждого видно в труде, по степени заинтересованности, ответственности и любви к заповедному делу.
– Начав «карьеру волонтёра», после можно устроиться на работу в заповедник?
Но когда вы любите природу, не боитесь тяжёлого труда, молоды, и здоровы, никто не станет вам препятствовать, и вы достигнете цели. Образование для работы в заповеднике может быть любым, но преимущества есть у охотоведов. Также наши сотрудники обладают определёнными физическими и психологическими качествами. В общем, работа здесь совсем не простая, но труд окупается чудесами вокруг.
Планета опаздывает
– В Россию только недавно пришла практика раздельного сбора мусора. Это имеет смысл?
– Сегодня это острый вопрос для всей планеты. Даже если мы сейчас остановим массовое производство, мусорная отрасль всё равно останется крупнейшей промышленной необходимостью – в окружающую среду уже выброшено огромное количество отходов жизнедеятельности. И раздельный сбор мусора – насущная проблема, но, боюсь, что мы здорово опаздываем с реализацией этого проекта – сегодня мусор является одной из самых масштабных бед. На самом деле, чтобы сберечь нашу планету, достаточно просто быть социально ответственным человеком и внимательным даже в быту.
Вообще, мы с вами живём в период вызовов. С одной стороны, есть перекос в сторону экологического фашизма (радикальная охрана окружающей среды – Прим. ред.), с другой – в мире по-прежнему присутствуют агрессивные интересы людей, стремящихся только пользоваться природными биоресурсами и до сих пор питающих иллюзии, что это может продолжаться бесконечно.
– Многолетней проблемой в крае является браконьерство… Как с этим справляются в заповеднике?
– У нас есть отдел, который занимается исключительно борьбой с браконьерами. Эта образцовая оперативная группа, в которой работают мощные сотрудники, обладающие специальными навыками.
Революцию в этом вопросе совершил Тихон Игоревич Шпиленок, который в 2007 году, придя на пост директора, искоренил самое страшное «внутреннее» браконьерство – известно, что первым нарушителем здесь в своё время был инспектор. Сегодня традиции добросовестного отношения к делу – это сущность нашей организации, в заповеднике работают порядочные люди, и такого зла «изнутри» нет.
Как сохранить «осколки»?
Александр проработал в Кроноцком заповеднике год и уже сегодня не представляет себя в другом деле. Трудно поверить, но жизнь сблизила его с окружающей средой практически случайно.
– Честно говоря, подвигли внешние обстоятельства – меня вытеснила городская среда, в которой я работал, и предложение близкого друга из заповедника спасло меня, – делится Александр. – Своеобразный эксперимент обернулся обретением себя и целого мира, за что я благодарен судьбе.
Жизненная ситуация во время принятия решения была достаточно грустной, я переживал развод, а заповедник меня буквально спас. Это территория наполняет жизнью, ведь она по-прежнему остаётся не тронутой человеком. Таких мест в мире немного, и по сути они являются крошечными осколками на планете.
Самое сущностное в любви заключается в том, что в ней мало что зависит от нас, и именно так я отношусь к своей работе. Помню, что сначала заповедник казался мне огромным, а сейчас я понимаю, насколько он маленький и хрупкий, и как нуждается в нашей заботе и защите. Тем не менее, он полон жизни, и это прекрасно.