От стиляг до хипстеров. Почему субкультуры были, есть и будут

У каждой субкультуры свои отличительные черты. © / pixabay.com

Ворчливые бабушки на лавочках давно воспринимаются как притча во языцех. Так уж повелось, что синие волосы, короткие юбки и рисунки на теле обычно не в почёте у представителей старшего поколения. Взрослые и молодые часто и во многом не могут прийти к соглашению, а вечность этой темы ещё в 19-ом веке подтвердил И.С. Тургенев, написав роман «Отцы и дети». Самое интересное, что в моменты конфликтов ни дети, ни родители совсем не задумываются о том, что представляют собой две стороны одной медали. Мама, которая ругает дочь за поздние прогулки, не так давно сама была такой же молодой девушкой и не понимала своих родителей, её родители – спорили со своими и так далее. Ярким доказательством может послужить история развития субкультур.

   
   

В России молодёжные объединения с противопоставленными обществу взглядами появились примерно в середине 20-го века. Первыми представителями стали стиляги – эпатажные молодые люди, которые всегда и во всём старались действовать «стильно». Движение исчезло достаточно быстро, поскольку его приверженцы не то, что не получали поддержку от родителей, они обвинялись государством в преклонении Западу. Судили об этом просто, ведь стиляги предпочитали музыку, которая пришла к нам из США – джаз и рок-н-ролл.

К представителям субкультур общество относятся с непониманием. Фото: Кадр из фильма

В конце 60-ых – начале 80-ых годов наступила вторая волна субкультур в России. Здесь важной составляющей стала рок-музыка. Именно в этот период большинство молодёжных объединений стали ориентироваться на внутренние проблемы. В 1970-ом возникает советская субкультура «Система», представлявшая собой множество группировок, например, панки и металлисты.

Официально существование неформальных групп признали в 1986-ом году. С этого момента множество субкультур стало стихийно появляться, изменяться и исчезать, в основном ориентируясь на направления западных стран.

Победитель краевого конкурса «Педагог-психолог года-2017» Оксана Назаренко, считает, что практически все субкультуры, независимо от временного периода, имеют один смысловой посыл: «Я не такой, как все». При этом каждый подросток преследует какую-то свою цель:

 – В нестандартных мировоззренческих течениях молодые люди ищут ответы на то, чем они хотят заниматься, как могут самовыразиться. Раньше мы надевали кожанку, пели тяжёлый рок с гитарой, но это не означало, что мы были готовы продолжительное время этим заниматься. Просто какой-то период это было весело. Чтобы у родителей и детей не возникало конфликтов, родители должны понимать, что именно ребёнок хочет выразить. Если это, например, чувство одиночества, то его нужно удовлетворять: знакомить с интересными людьми, организовывать досуг, слушать и слышать ребёнка.

Панки. Фото: pixabay.com

Несмотря на то, что даже готы и эмо уже вошли в историю, у девушек и парней остаётся потребность в поиске ответов на волнующие вопросы. Сегодня человека в клетчатой рубашке, в очках с роговой оправой, огромным фотоаппаратом и слегка печальным взглядом непременно назовут хипстером. Практически в каждой маршрутке можно увидеть девушку с цветным каре и томиком Франца Кафки. Отдельного внимания заслуживают молодые люди в футболках с надписью «Я русский». И, порой, это кажется странным не только старшему поколению, но и ровесникам  «выделяющихся из толпы». Кстати, интересно, что молодёжные группировки становятся больше в количественном плане. Возможно, это из-за того, их направленность сегодня не такая враждебная, как раньше. В этом заключается основное противоречие субкультур: подростки желают выделиться, но в то же время не хотят действовать отдельно от общества. Так, мы наблюдаем толпы «не таких, как все». Но в какой момент человек перестаёт относить себя к той или иной субкультуре?

   
   

 – Ненужным это становится, когда приходят ответы на вопросы: «Кто я есть?» и «Для чего я есть?». Если люди не смогли понять это в обычном обществе, они пошли туда, где мировоззрение другое, противоположное, и оно, кстати, не всегда плохое. Родители могут бояться, что это сведёт детей с правильного пути, особенно если субкультура связана со смертью, какими-то опасными вещами. Тут главное не вступить с ребёнком в конфликт. Потому что, любая защитная реакция – это агрессия и противостояние. И совершенно противоположная ситуация, когда мама или папа скажут, что это интересно, решат познакомиться с компанией ребёнка. Может оказаться, что они достаточно хорошо проводят время, просто у них нестандартный внешний вид. Возможно, и нет. Родители ужаснутся и начнут принимать активные действия для того, чтобы вывести ребёнка из этого общества. Но тут будет важна не сама субкультура, а именно те люди, которые находятся рядом с подростком, – говорит Оксана Владимировна.

Готы и эмо давно в прошлом. Фото: pixabay.com

Не все молодые люди являются представителями каких-либо субкультур, но каждый, так или иначе, проявляет свою индивидуальность. И это проявление не всегда мирное и понятное окружающим, а потому вызывает негодование у старшего поколения. Важно, чтобы родители и дети находили точки соприкосновения. В современном мире люди живут в разном ритме, и не могут найти время, например, на семейные обеды за круглым столом. Организованное или стихийное совместное времяпрепровождение – ключ к взаимопониманию между людьми. 

Возможно, суть проблемы ещё и в том, что мамы и папы всегда будут вспоминать свои юные годы с чувством ностальгии итрепетности, а всё новое, вот-вот появившееся воспринимать уже с точки зрения прожитых лет и приобретённого опыта. Ведь и правда, высокий начёс и стрелки как у Клеопатры – это намного лучше радужных прядей в волосах и татуировки на запястье.

Подросткам хочется выделиться из толпы. Фото: pixabay.com