Мыльные пузыри в особо крупных...

Август 2013 года. Накануне открытия. © / Из личного архива

История этого предприятия никогда не была безоблачной, но, тем не менее, компания стремительно набирала обороты. Фактически по итогам каждого года она удваивала потенциал, в том числе и кадровый. Казалось, ничто не предвещало беды…    
   

Однако неприятность случилась. Причём там, где, по идее, в принципе её не должно быть. Дело в том, что на полуострове компания «Камчатгэссстрой» известна не только добротным парком специальной техники, отличными специалистами, но и крепкой репутацией добросовестного партнёра.

В экстремальных условиях

Чтобы понять, что произошло с уважаемым коллективом, нужно вернуться к тем дням, когда предприятию довелось возводить экспериментальное здание средней школы в посёлке Озерновском, рассчитанное на повышенную сейсмостойкость. Нелишне отметить, что руководство предприятия не сразу взялось за это ответственное задание, отчётливо понимая, что возводить объект придётся в экстремальных условиях. К тому же компания не была обделена заказами, что сулило ей и стабильный фронт работ, и нормальную зарплату для персонала.

– Но к нам обратились за помощью как краевые, так и муниципальные власти, и мы не смогли отказаться. Скажу больше: нас очень тронула судьба озерновской ребятни, которой приходилось заниматься в абсолютно неприспособленных и разбросанных по всему посёлку помещениях. Да, проекта школы на то время ещё не было, его только готовил «Камчатгражданпроект», но это не повлияло на наше решение взяться за строительство. Используя погожие дни, компания приступила к планомерному накоплению специализированной техники и материалов в Озерновском. Мы прекрасно понимали: не будет здесь средней школы, под вопрос будет поставлено и само существование посёлка с его известными на всю страну рыбацкими предприятиями, — рассказывает директор ООО «Камчатгэсстрой» Андрей Ленда.

Досье
Андрей Васильевич ЛЕНДА. Из семьи потомственных строителей. Родился в Улан-Баторе — его родителям довелось возводить столицу Монголии. После школы поступил в хабаровский политехнический институт, который успешно окончил. Строительные премудрости постигал на Камчатке. Вместе с небольшой группой энтузиастов создал предприятие «Камчатгэсстрой», которое отлично показало себя на рынке, заняв достойное место в краевой системе разделения труда. Как руководитель новой волны, Андрей Ленда живо интересуется правом и современными строительными технологиями. Женат.

Примечательно, что коллектив не только ставил цели, но и предпринимал все меры, чтобы воплотить их в реальность. Например, в короткие сроки были созданы нормальные бытовые условия для занятых на строительстве специалистов и организовано обеспечение рабочих продуктами питания. Одновременно приходилось заниматься и очень сложной доставкой стройматериалов на объект. Дело в том, что дорог как таковых к Озерновскому нет, есть только водный путь, но судов, занятых на нём, крайне мало, что рождало массу проблем. В том числе, доставить 8 тысяч тонн грузов, которые, согласно смете, предприятию следовало переправить на строительство школы лишь Охотским морем, не представлялось возможным. Так что коллективу поневоле пришлось искать и другие варианты. И они были найдены. Например, компания активно задействовала вездеходы, авиацию, зимник и даже снегоходы, что, к слову, не было нарушением договора с заказчиком. Напротив, такое решение позволяло ускорить сроки строительства школы.

В эпицентре проверок

Вся политика руководства предприятия на этом этапе работ была направлена на то, чтобы максимально использовать каждый погожий день, в том числе и выходные, для выполнения ответственного задания. Трудился персонал вахтовым методом. Главный риск был в том, что из-за непогоды мог вполсилы сработать снабженческий конвейер. Дорог, как уже отмечалось, к Озерновскому нет, есть лишь некое подобие их. К тому же они перерезаются бурными речушками. Три из них оборудованы нехитрыми переправами. Большегрузные автомобили по ним не идут, а вот шеститонники преодолевают их без особых проблем. Правда, за каждую переправу приходится платить по 10 тысяч рублей. Даже беглый подсчёт показывает, что лишь одна ездка «КамАЗа» в п. Озерновский обходилась компании в пределах 150-180 тысяч рублей. А в пургу, когда всё вокруг заметено, и того больше, так как в это время транспортный путь занимал чуть ли не неделю. Поэтому после стоимости материалов перевозки занимали второе место в смете расходов на строительство школы, составив в общем итоге свыше 100 миллионов рублей.    
   

Мы не случайно акцентируем внимание на этой немудрёной статистике. В дальнейшем она станет острым оружием в противостоянии между компанией, а точнее, её руководителем Андреем Лендой и краевым отделом по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП). Это случится после того как озерновская школа уже будет возведена и получит высокую оценку приёмной комиссии. После того, как самые добрые слова в адрес строителей скажут губернатор края Владимир Илюхин, тогдашний глава Усть-Большерецкого района Игорь Бондарь и директор школы Галина Языкина.

За школу Андрея Ленду благодарили первые лица края. Фото: Из личного архива

Но буквально через месяц Андрей Ленда окажется в эпицентре иной ситуации — уголовного преследования со стороны ОБЭП. Эта уважаемая структура обвинила руководителя предприятия в мошенничестве в особо крупных размерах.

Кошмар по полной

Оперативные сотрудники стали «кошмарить» предприятие по полной программе. На бухгалтерскую и складскую отчётность, как и на другую документацию, был наложен арест. Более чем годовой «аннексии» подвергся компьютерный парк. В следственные действия была вовлечена и значительная часть персонала компании, который был вынужден ходить к правоохранителям как на работу. Не все, к слову, выдержали эти испытания и, извинившись перед директором, предпочли уволиться. Как предприятие, ещё вчера занимавшее видное место в краевой системе разделения труда и имевшее устойчивые позиции на региональном рынке, «Камчатгэсстрой» практически перестал подавать признаки жизни. Коллектив понёс значительные финансовые потери.

Бесспорно, с мошенничеством, как и с прочими негативными явлениями, следует активно бороться. Но бороться не наскоками и не методом лихой кавалерийской атаки, а с помощью убедительной доказательной базы. Как это сделали недавно, скажем, американцы по отношению к немецкому автогиганту, который был уличён в фактах подлога. Последнему, и это многие помнят, не оставалось ничего другого, как начать безропотно выплачивать колоссальный штраф.

А вот у камчатских оперативников, похоже, истинный профессионализм не превалировал. Они действовали скорее по наитию, чем с твёрдой уверенностью в своей правоте. И очень надеялись «накопать» недостающие факты в ходе следственных действий, потому «шерстили» предприятие и его персонал, что называется, от и до. Спасая честь мундира, их коллеги из следственного управления после отметят, что мол, на первоначальном этапе у тех были законные основания для этого.

Первым «залпом» по директору предприятия стало обвинение в том, что он применил при отделке школы не согласованный с заказчиком качественный стекло-магниевый лист (СМЛ) премиум-класса (он соответствует известным панелям N. F. BOARD), а дешёвый материал китайского производства. Хотя даже невооружённым глазом можно было заметить огромную разницу между данными СМЛ. Тем не менее, сославшись на мнение эксперта — тот сделал органолептическую экспертизу, которая используется для проверки качества… продуктов питания — оперативники обвинили Андрея Ленду в том, что за счёт разницы в ценах этих СМЛ он нанёс ущерб бюджету края «в общей сумме на менее 3 604 705 рублей».

Важный момент

В качестве доказательства своей правоты строители представили все необходимые документы, в том числе и сертификат соответствия, который подтверждал, что поставленные для озерновской школы СМЛ — южнокорейского производства. Андрей Ленда, кроме того, обратился с письмом к сотрудникам Торгово-промышленной палаты Республики Корея, откуда ответили, что СМЛ названных обозначений производились именно в их стране и поставлялись в Россию через порт Владивосток….

В утверждениях строителей не было ни тени лукавства. Они добивались только справедливости. В конце концов, им это удалось. В постановлении следственного управления края, которое расследовало обвинения ОБЭПа, отмечено, что противоправных действий в вопросе использования СМЛ на строительстве школы Андрей Ленда не совершал. Это был важный момент в уголовном преследовании директора компании. Как ни крути — оперативники необоснованно обвинили Андрея Васильевича в мошенничестве.

Решение Следственного комитета. Фото: Из личного архива

Кстати, злосчастные СМЛ почудились ОБЭПу и на строительстве мильковского стадиона, естественно, в уголовно-наказуемом аспекте, хотя их там, даже при самой смелой фантазии, в принципе не могло быть. Впрочем, по этому объекту оперативники выставили директору и другие обвинения. В частности, по объёмам перемещённого грунта для засыпки оврагов, назвав эти объёмы завышенными. Интересно, что и в этом случае был привлечён эксперт, который не стал утруждать себя выездом на объект для проведения геодезических замеров. Но это не помешало ему сделать безапелляционный вывод: мол, объём перевезённой земли на строительстве стадиона завышен.

Любопытнейшая деталь, на которую, к слову, обратили внимание не только в компании, но и затем в следственном управлении — эксперту оперативные сотрудники почему-то выдали не все документы, а только их часть. Был ли в этом злой умысел или банальная небрежность — сейчас об этом трудно судить. Более того, не была взята с эксперта и подписка за дачу заведомо ложных показаний, что, по мнению строителей, не лучшим образом сказалось на процессе расследования. И хотя дело по мильковскому стадиону двигалось трудно, в конце концов следственное управление сделало по нему сенсационное заключение: оно не только не нашло состава преступления в действиях директора, но и указало на отсутствие самого события преступления.

Досадная недоработка

А вообще только по озерновской школе были проведены десять экспертиз. По самым скромным подсчётам это обошлось государственному бюджету более чем в миллион рублей. Деньги немалые, их можно было использовать куда с большей пользой, но дело даже не в этом. Суть здесь в другом: для проведения экспертиз у нас сплошь и рядом привлекали (и привлекают) людей, если не случайных, то и не обременённых солидной профессиональной подготовкой. Сегодня, к примеру, чтобы стать экспертом в строительной отрасли, достаточно иметь диплом о высшем образовании и пятилетний стаж работы по специальности. При этом совершенно неважно, где трудился человек — на стройке или в управлении. И самое главное — от него абсолютно не требуется наличие лицензии, что, по мнению многих, очень вредит делу. Ведь эти «профнедоросли», частенько не обладая серьёзной подготовкой, вершат судьбы больших коллективов. И Андрей Ленда, и его коллеги видят в этом досадную недоработку законодателей.

Но вернёмся к озерновской логистике, ведь по ней, как уже отмечалось, были выставлены очень весомые обвинения в адрес директора, причём не только оперативными сотрудниками, но и Контрольно-счётной палатой края. По их мнению, при выполнении перевозочных работ, связанных с доставкой материалов на строительство школы, был нанесён ущерб бюджету края в общей сумме не менее 74 622 300 рублей. Само собой, следственным управлением были опрошены множество свидетелей, а также изучены кипы хозяйственной документации. Далее, естественно, последовали выводы. Один из них, к примеру, звучит так: использование автомобильного и иного транспорта в объёме, не предусмотренном проектно-сметной документацией, а также замена компанией вида транспорта при доставке материальных ресурсов из Петропавловска до п. Озерновского (с морского на автомобильный) не является существенным нарушением условий договора, поскольку направлено на соблюдение сроков завершения строительства. В принципе и другие выводы записаны в подобном ключе. А венчает их, пожалуй, главный: об ущербе в 74 622 300 руб., якобы, нанесённом Андреем Лендой бюджету, говорить неправомерно.

«В связи с отсутствием состава преступления…». Фото: Из личного архива

Репутационные потери

Вот такими резонами пестрит постановление о прекращении уголовного дела в отношении директора. Все обвинения, выставленные ОБЭПом в адрес Андрея Ленды, лопнули, как мыльные пузыри.

Да, от ошибок никто не застрахован. Например, их трудно было избежать в таком сложном деле как определение стоимости транспортных перевозок. Но ведь следствием предъявлялись и такие обвинения, неправомерность которых была заранее очевидна. Это, к примеру, работы по озеленению территории школы — их можно было заметить по живописным газонам вокруг неё. Но эксперт, сознательно или нет, почему-то исследовал участки, где, в соответствии с проектом, не должны были выполняться рекультивационные работы. Зачем он это сделал, — конечно, вопрос, но, как уже отмечалось, уголовная ответственность за дачу заведомо ложных показаний ему не грозила.

Пока шло уголовное преследование директора компании (а длилось оно больше года), на сайте следственного управления долгое время висел объёмный список его «преступлений». Этот список напоминал победные реляции, которые поступают с полей сражений. Наверное, его содержание не только грело чьи-то души, но и представляло живой интерес. Ведь не секрет, что эти «реляции», тиражированные рядом СМИ, разнеслись по всей стране. Коллектив понёс серьёзные репутационные потери. Дело дошло до того, что банки, встревоженные сложившейся ситуацией в компании, стали намекать на досрочное погашение кредитов. Пробежал холодок отчуждения и между некоторыми партнёрами. Всё это в буквальном смысле оставило рубцы на сердце Андрея Ленды. За время следствия он дважды становился пациентом краевой больницы, причём один раз — в предынфарктном состоянии.

Потом, когда стало очевидно, что с директора будут сняты все обвинения в мошенничестве (они оказались мыльными пузырями в особо крупных размерах), пресловутый список его «преступлений» был, без шума и пыли, удалён с сайта правоохранителей. При этом никакого комментария об оправдании Андрея Ленды не последовало. Вроде бы и не подвергался он разрушительному уголовному преследованию…