Когда мне рассказали про эту семью, первая мысль была – я обязательно должна про них написать. Не могла долго дозвониться и как-то даже серьёзно расстроилась. И только утром пришло сообщение от Насти: «допоздна возились с хозяйством».
Семья Семашкиных. Каюры, многократные победители «Берингии».
Андрей, в прошлом успешный биатлонист - директор Камчатского центра ездового спорта, председатель общины коренных малочисленных народов «Дети Севера», член сборной России по ездовому спорту.
Настя, блестящий музыкант - бронзовый призер знаменитой гонки, заместитель мужа в общине. У них питомник, в котором 130 ездовых собак и 11 северных оленей. А самое главное – в семье 8 детей. Анастасия носит под сердцем девятого. Когда я с ними познакомилась, мне не давал покоя вопрос – ну вот как они все это успевают делать? Подробности в «АиФ-Камчатка».
Планы спутала любовь
Настя мечтала стать музыкантом. Она виртуозно играет на флейте. Сначала была музыкальная школа, училище. Все педагоги в один голос говорили: езжай девочка в консерваторию, не зарывай свой талант в землю. Настя не раздумывала. Да и кем было еще становиться, если папа музыкант, мама два десятка лет отработала в филармонии, у брата консерваторское образование.
Это был июнь. Она сидела на чемоданах, собиралась лететь поступать, родители купили билет. Все планы спутала любовь: развернула Настину жизнь на 180 градусов. Мы, к сожалению, многие знаковые даты в своей жизни забываем, а Настя помнит. 14 июня Андрей признался ей в любви. Серьёзно, в двух словах, а у ней сердце зашлось. Ну не до консерватории Насте тогда уже было.
Знакомство было необычным, впрочем, как и многое в их жизни. Они впервые увидели друг друга в Церкви полного евангелия.
«Мы несколько лет просто, можно сказать, здоровались. Да и маленькая я была еще, Андрей на 10 лет старше. А когда уже стала взрослеть, в Церкви, а я и муж прихожане много лет, образовалось очень активное молодежное движение, мы ездили по Камчатке, устраивали концерты у костра: Андрей играл на гитаре, я – на флейте. Муж был моим, так сказать, молодёжным руководителем. Вот так и сблизились. Но вы не подумайте, флейта всегда со мной. У нас семейный ансамбль - тоже часть жизни. Я на флейте, муж хорошо играет на гитаре, песни пишет, дети поют».
В августе они поженились. Хотя Анастасия призналась, были сомнения. Ей 19 лет и разница в возрасте тогда казалась просто огромной. Это какая же пропасть между ними: в привычках, во взглядах на жизнь, на семью, на все. Через два месяца Семашкины будут отмечать 20 лет совместной жизни – до серебряной свадьбы рукой подать.
Начинали семейную жизнь, не имея за душой ничего от слова «совсем»: ни денег, ни своего угла. Снимали квартиру. Позже супругам крупно повезло: дешево купили жилье. Но не жилось им, как всем. Продали свою квартиру и сорвались в пригород Петропавловска: приобрели участок, будки и сараи. Родные схватились за голову – зачем в лес то поехали жить. Они не слушали, у них были свои планы на эту жизнь.
Детей не планировали
Поселились в маленьком домике, свет был, воду носили, туалет на улице. Это все мелочи, считали Семашкины, по сравнению с мечтой: открыть свое дело.
«Это сейчас у нас большой двухэтажный дом, семь комнат. Андрей строил своими руками, я на подхвате» - смеется Настя.
Родилась Аня. А потом…. Одна за одной Маша, Люда, Настя, Софья, Варя, Даша. И мальчишка Егор. Старшей дочке 18 лет, младшей 1,5 года.
«Детишек мы не планировали. Не было у нас такого, мол, встанем на ноги или поживем для себя, а там уже дети. Ни одного не успели запланировать, вплоть до последней беременности, - говорит Настя так, будто ей неловко за такое количество детей.
По словам Анастасии, каждую беременность они с мужем воспринимали с радостью.
Андрей родился в Эссо, папа – мордвин, мама – алеутка. Все детство связано с собаками. Люди имели свои упряжки, дети на них в школу ездили. А потом началось искоренение традиций аборигенов, ездовых собак отстреливали. Их стало гораздо меньше. Но осталась любовь к этим животным, которую Андрей проносит через всю свою жизнь. Правда о том, что будет у него питомник, он в молодости не думал. Серьезно занимался биатлоном, состоял в молодёжной сборной Хабаровского края, учился в институте физкультуры. И также как Настя повернул свою жизнь на 180 градусов. Заболел ездовым спортом.
Познакомился со знаменитым камчатским каюром, который стал его учителем. А позже создал общину «Дети Севера». Создал для возрождения и развития традиционного ездового собаководства.
Мы поедем, мы помчимся
«На Камчатке в конце 90-х уже действовал Центр ездового спорта, и я как-то быстро влился в этот коллектив. В 2006 году принял участие в чемпионате этапа Европы, начал выезжать на чемпионаты России, получил звание мастера спорта по ездовому спорту в дисциплине скиджоринг — это зимний вид ездового спорта, когда человека на лыжах тянут собаки. Теперь, конечно, для меня это не просто спорт, это образ моей жизни. И не только для меня, но и для всех членов моей большой семьи.
Сейчас он - пятикратный чемпион знаменитой гонки на собачьих упряжках «Берингии». Единственный спортсмен с такими успехами на всю Россию.
Настя два раза становилась серебряным призером. До 2014 года медаль в гонках удалось завоевать только одной женщине и то в 1995 году. Анастасия, словно метеор ворвалась на «Берингию», прошла больше тысячи километров, и пришла на финиш третьей, а за ней уже опытные каюры-мужчины. И никто не знал кроме Андрея, что на соревнования она вышла беременной. В этом году в «Берингии» приняла участие старшая дочь Аня. Дети помладше тоже не отстают: соревнуются на малых дистанциях. Они еще ходить не могли, а уже ездили на нартах. Самостоятельно начали управлять упряжкой в пять лет. И это не всё. Чем только маленькие Семашкины не занимаются – музыкой, спортом, танцами, рисованием. На занятия в Петропавловск на снегоходе их возит папа.
У Семашкиных питомник с красивым названием «Снежные псы»– большое хозяйство: 130 собак и 11 северных оленей. Он находится на въезде в Петропавловск, если ехать по объездной трассе. Супруги встретят и повезут на снегоходе в питомник. Каждый год у них много туристов, и местных, и из других городов, стран.
«Зарабатываем за счёт экскурсий. Собачек наших называют камчатскими метисами, сами селекцию ведем, закрепляем рабочие качества. Эти собаки –дальнобойщики, способны без устали бежать на длинные дистанции. Также одно из направлений нашего дела – катание на собачьих упряжках. У нас разработаны экспедиционные маршруты. Зимой длительные, до нескольких дней, летом короткие, собакам жарко, » - говорит Настя.
Собаками в семье Семашкиных занимаются все: и супруга Анастасия, и дети. У каждого свои обязанности по питомнику: старшие кормят четвероногих, убирают территорию, выгуливают. На младших – «обнимашки». По мнению главы большого семейства, животные не меньше людей нуждаются в любви и ласке, поэтому погладить за ушком и почесать спинку – обязательные условия полноценного содержания собак.
А планов у большой семьи Семашкиных еще много. И дай бог, чтобы все идеи они смогли воплотить в жизнь.