Лиана и медведи. Камчатский инспектор по утрам видит хищников под окнами

Камчатка началась для Лианы Варавской, родом из Барнаула, с пешего похода в горы. До этого был блог фотографа-натуралиста Игоря Шпиленка, которого читала запоем. У ней получилось почти как в случае с Парижем – увидеть и умереть. Поразило все: океан, вулканы, даже обилие диких зверей. Захотелось вернуться снова.  Через два года мчалась счастливая опять на Камчатку. Сначала было волонтерство и вот мечта – работа в Кроноцком заповеднике. Подробности читайте на kamchatka.aif.ru

   
   

Знает про медведей все

Она – госинспектор.  Человек, который обеспечивает безопасность туристов и борется  с браконьерами. Постоянный ее атрибут далеко не косметичка. Ружье.

Весна, лето, часть осени в её жизни– это кордон в 180 километрах от Петропавловска, никаких бытовых удобств, проблемы с водой, зимой – вместо неё талый снег.  И медведи, которые приходят прямо к порогу. Родственники, конечно же, в шоке. Но Лиане кажется, что нет ничего лучше такой работы.

Главный атрибут- ружье. Фото: Из личного архивa

«Побывав на Камчатке, я поняла, что все остальные места, где я путешествовала ни в какое сравнение не идут с этим полуостровом. Сейчас я работаю на кордоне «Долина гейзеров», который в 180 километрах от краевой столицы и в 20 от океана. Находимся там с конца марта где-то по ноябрь, пока длится туристический сезон», - рассказывает Лиана.

На зиму кордон консервируется: охранять некого, браконьеров тоже нет, зато очень много снега. Смысла пребывания в глухом месте в зимний период нет.

«А зимой жить здесь действительно проблематично. Можете себе представить, чтобы всю зиму топить снег?»

Кордон – это три домика, один из них «визит центр» и два предназначены для проживания сотрудников. Удобства на улице, связь и интернет через раз. Невольно думаешь, это какой склад характера надо иметь, чтобы ради дела поступиться бытовыми такими необходимыми вещами, а пешие походы в горы считать лучшим отдыхом. Но Лиана только здесь себя нашла.

   
   

Шесть лет она отработала на кордоне «Травяной». Воспоминания самые лучшие. Это один из центральных кордонов, Курильское озеро, куда люди приезжают посмотреть на медведей.

«Также в наши обязанности входит патрулирование Южно-Камчатского заказника. Но там нет браконьеров, потому что есть охрана Кроноцкого заповедника. Порядок начали наводить еще в 2007 году, и по сей день здесь все нормально»

А еще Лиана – человек, который знает про медведей всё, ну или почти все. Любовь и интерес к хищникам, таким большим, но очень умным возник у неё с детства. Все девочки-одногодки играли в куклы, а она в плюшевых медведей, обшивала их, берегла, заботилась.

Лиана как сейчас помнит свою первую встречу уже с настоящим медведем, хотя после этого случая таких было не пересчитать.

Про медведей она знает все, но или почти все. Фото: фото из личного архива/ Лиана Варавская

«Это был декабрь 2016 года. В тот год было очень много снега. Я решила немного пройтись по берегу, естественно, по медвежьей тропе. Других здесь просто нет. Отойдя совсем немного от кордона, на противоположной стороне заливчика, который мне предстояло перейти, я увидела спящего медведя. Решив не испытывать судьбу и не переходить вброд залив у него под носом, я присела на корягу и стала снимать медведя, который к тому времени уже проснулся и стал поглядывать на меня», – пишет Лиана Варавская.

Она отмечает, что тогда еще совершенно не понимала язык тела медведей и беззаботно наслаждалась фотосъёмкой. Но ружье у инспектора было с собой.

«В какой-то момент медведь встал и подошёл к кромке воды. Я, глядя ему прямо в глаза, стала наблюдать, что будет дальше. Медведь набрал полные лёгкие воздуха и с шумом выдохнул. Я, не придумав ничего лучше, сделала то же самое. В отличие от меня, медведь очень быстро понял моё красноречивое поведение, которое означало для него, что я не сдамся без боя, и вдруг, как в замедленной съёмке, попёр на меня через залив».

Она успела сделать единственный кадр и поняла, что ситуация критическая.

«В голове промелькнула только одна мысль: а вдруг он не отреагирует на выстрел, вдруг не испугается? В ружье в то время всегда первым был заряжен сигнальный патрон. Я выстрелила. Отреагировал. Сигнальная ракета, полетевшая в медведя, произвела должное действие – животное скрылось в лесу».

Медведи предсказуемы

У Лианы оружие всегда с собой. Но в последний раз она стреляла три года назад.

«Только не подумайте, что в кого-то. Нет, конечно. Выстрел сигнальными патронами.  Стреляла, чтобы отпугнуть медведя. Ни одного хищника ни один инспектор ни разу не убил».

По словам Варавской, медведей, которые обитают на особо охраняемых территориях, никто не беспокоит, и хищники давно поняли, что человек для них неопасен, и они даже пытаются использовать людей  в своих интересах.

«Медведицы с медвежатами селятся рядом с кордоном, и их территория тесно пересекается с нашей. Мамаши иногда оставляются своих малышей, уходят. Вот самцы  побаиваются людей, и мы их тоже боимся, они не подходят к кордону. У камчатских медведей положительный опыт общения с людьми. На них никто не охотится, не  нарушает их личное пространство. И главное,  мы их не прикармливаем. Если раз покормить хищника, будут великие проблемы и, в конце концов, придется его убить. Он же будет лезть нахрапом. Медведь способен залезть в любой дом, если он этого захочет».

У инспекторов нет проблем с медведями,  соблюдая этот баланс, они только наблюдают. Лиана говорит, что чувствует себя, словно в банке. Безопасно живёт рядом с хищниками и смотрит на них со стороны. Она понимает их поведение, просчитывает и не согласна с мнением, что эти животные непредсказуемы.

Камчатка для Лианы началась с пешего похода в горы.  Фото: Из личного архива/ Лиана Варавская

«Я много читаю про медведей, И, конечно, есть собственный опыт сосуществования рядом с ними. Поневоле начинаешь понимать все нюансы поведения: куда медведь идёт, с какой целью, что ему нужно, самка или самец передо мной и начинаешь вести себя как медведь. И все проблемы, конфликты сходят на нет.  А они приходят прямо под окна дома на кордоне, едят траву. Просыпаешься утром и видишь в высокой траве хищника, и он не проявляет агрессию, не пугается, а занимается своим делом».

Лиана видит в этом некую гармонию: такой большой хищник  способен жить в мире с человеком.

«Вот кордон обнесён электрическим забором, но когда на земле лежит снег, забор не работает, а на Камчатке это довольно продолжительное время. Мы спокойно обходимся без забора».

Лиана – блогер. Известный на всю страну. Год назад она стала лучшим заповедным блогером страны, победила на  Восьмом конкурсе на соискание премии имени Ф.Р. Штильмарка. На ее страничках много фото зверей. Фотографией  увлеклась с детства. Отец привил интерес.

Лиана очень любит фотографировать медведей. Фото: Из личного архивa/ Лиана Варавская

«В 12 лет у меня был свой «Зенит». Жаль, конечно, что времена пленочных фотоаппаратов ушли в прошлое, сейчас, конечно, всё по-другому».

В социальных сетях инспектор рассказывает о жизни и работе в Южно-Камчатском заказнике. Главные герои постов – медведи, лисицы, горностаи, зайцы, выдры и другие животные, которые часто «по-соседски» заходят на кордон.

«Веду свой блог с момента устройства на работу в Кроноцкий заповедник. Ничего не продаю и не пытаюсь на этом заработать. Я просто рассказываю людям об удивительной природе Камчатки, с удовольствием делюсь всем, что происходит вокруг», – писала Лиана на своей странице.