Жители дома по улице Красная Сопка, 42 живут словно на пороховой бочке. И это не преувеличение. В здании 1958 года постройки сплошь трещины и деформации: начиная с кровли, заканчивая подвалом. Дом пережил ни одно ощутимое землетрясение.
После сильных толчков в августе 2023 года по фасаду пошла большая трещина, а после мощнейшего сейсмособытия 30 июля 2025-го кусок стены вообще рухнул. Жильцы боятся спать по ночам: ещё одно землетрясение дом не переживёт. Были суды, обследования на сейсмостойкость, коллективные жалобы, походы по инстанциям. Но ничего не меняется: люди по-прежнему боятся завтрашнего дня. Подробности – в материале «АиФ-Камчатка».
«В перечень не попал»
В редакцию обратилась Светлана Ермолаева, которая пожаловалась, что жильцы дома ведут борьбу за расселение почти 15 лет – с 2011 года.
«Мы купили здесь квартиру в 2019 году. И, честно, были очень счастливы. Ютились до этого в однушке, а нас четверо: я, муж, двое мальчиков. Маму неходячую из общежития я наконец-то смогла к себе забрать. Здесь у нас трёхкомнатная квартира, привлекла цена. Ничего не знали об аварийности, о сносе, ведь его признали аварийным уже позже», – рассказывает горожанка Светлана Ермолаева.
По её словам, ещё 15 лет назад жильцы заговорили о сносе и расселении. Тогда специализированная компания обследовала дом на сейсмостойкость, и специалисты выявили её значительный дефицит. Позже кто-то из чиновников заявил, что дом вошёл в перечень жилья, где сейсмоусиление нецелесообразно. Дом внесли в список зданий, подлежащих сносу, потом его оттуда исключили по неизвестным для жильцов причинам. И уже после обследования дома в 2020 году стало ясно: только сносить.
«Наш дом не попал в перечень жилья, наиболее пострадавшего от мегаземлетрясения и имеющего права на первоочередное расселение. После сильного землетрясения управляющая компания «Три брата» должна была посмотреть повреждения и подать заявку, но никто ничего не сделал», – говорит Светлана.
Разрушения, деформации, трещины…
По словам женщины, от безнадёжности ещё раньше люди писали вице-спикеру Ирине Яровой. Депутат Госдумы сделала запрос в прокуратуру, после чего надзорное ведомство организовало проверки. В итоге состоялись два суда. Срок расселения был назначен на весну 2024 года, потом перенесён на декабрь прошлого года, но счастливого новоселья так и не случилось.
«Мы вообще о том, что были суды случайно узнали, нам решения, оповещения не присылали. Теперь мы даже не знаем, когда нас планируют переселить. Кто-то нашёл на сайте администрации список аварийных домов и напротив нашего указано «2030-й год», – делится женщина.
Дом признали аварийным в 2021 году после обследования специалистами в 2020 году. И уже тогда без слёз невозможно было смотреть на их заключение, причём подтверждённое фотографиями, от которых возникает лишь одна мысль: «так жить нельзя».
Мы не строители, но вполне можем понять такие вещи как разрушения, деформация, трещины. Приведём малую толику из заключения: разрушена штукатурка, сквозная трещина в кровле, бетонный пол в подвале разрушен, трещины на лестничных площадках, торчит оголённая рабочая арматура, следы многочисленных протечек в кровле, следы гниения, грибок. И так далее. Это было шесть лет назад и за эти годы дом разрушился ещё больше.
«Нас списали со счетов»
«Мы постоянно в напряжении, не знаем чего и когда ожидать. На днях прорвало трубу, кипяток хлестал несколько дней, хорошо, что в подвале. Приехали аварийщики, отключили горячую воду и всё. Говорят, когда двор расчистят от снега, тогда можно будет что-то ремонтировать. Трубы гнилые, их рвёт везде. Топим соседей, у нас сухо, смотрим, а это в стене в ванной комнате течёт труба. Обшили там в ванной всё, потом сняли, постоянно у нас там муфту делают. Хотели общий стояк поменять, да никто ничего не хочет делать в нашем аварийном доме. Всё, списали его со счетов и нас вместе с ним. Батарея с кипятком может лопнуть в любой момент. На верхнем этаже люди живут с тазиками и ведрами, кровля дырявая, постоянные протечки. На первом этаже в квартирах гнилой пол проваливается, жильцы натаскали кирпичей, чтобы что-то соорудить. Аварийка приезжает в наш дом едва ли не через день. В квартирах то мы проводку поменяли, а вот в подъезде… слов нет, чтобы описать. Конечно, коротнёт в любой момент и пожар. На первом этаже грибок, а ведь в нашем доме много детей, стариков. Мой внук-младенец, живут в квартире подо мной, многодетные семьи есть. Не знаю, как дальшездесь жить», – недоумевает Светлана.
А жизнь, тем не менее, в доме продолжается. Но как продолжается… Со стороны подъезда стали выпадать блоки, в любой момент на кого-нибудь рухнут. Куски штукатурки падают на головы.
«Те, кто давно здесь живут говорят, дом начал съезжать, он же без фундамента, в сторону проезжей дороги. Медленно, но процесс идёт», – уверяет жительница.
Люди не намерены останавливаться и, если потребуются ещё суды, они будут их добиваться.